Posted 7 октября 2009,, 13:39

Published 7 октября 2009,, 13:39

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

ЛУКОЙЛу могут предложить заняться поставками на Кременчугский НПЗ

7 октября 2009, 13:39
Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов вместо планировавшегося ранее визита в Хорватию отправился на Украину, где попытается договориться о возобновлении поставок нефти на ОНПЗ, входящий в структуру его компании. Завод был остановлен после прекращения с 1 октября прокачки нефти по трубопроводу Лисичанск — Кременчуг — Одесса.
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов вместо планировавшегося ранее визита в Хорватию отправился на Украину, где попытается договориться о возобновлении поставок нефти на ОНПЗ, входящий в структуру его компании. Завод был остановлен после прекращения с 1 октября прокачки нефти по трубопроводу Лисичанск — Кременчуг — Одесса. "Укртранснафта" пояснила, что запустит по трубе в обратном направлении азербайджанскую нефть на КНПЗ ("Укртатнафта"), лишившийся российского сырья после конфликта украинских и российских ("Татнефть") акционеров.

"Укртранснафта" говорила о четырех альтернативных схемах, предложенных "ЛУКОЙЛу". Как рассказал вчера РБК daily источник в отрасли, украинская сторона официально представила в российскую компанию лишь один вариант: нефтепровод Мозырь — Броды — Одесса. Ранее в "ЛУКОЙЛе" отмечали, что это увеличит транспортные расходы на 5,8 долларов на каждую тонну нефти ($33,2 против $39), а "Транснефть" не имеет технической возможности для обеспечения в октябре поставок по другим маршрутам. Для компенсации расходов украинцы предложили компании г-на Алекперова получить скидку у "Транснефти". Другой вариант — отправка сырья танкерами по морю через Новороссийский терминал, по подсчетам "ЛУКОЙЛа", увеличит расходы на $26,5, до $59,7.

Пока дефицита топлива на внутреннем рынке в связи с остановкой ОНПЗ нет, снизившиеся в кризис потребности покрывают импортеры, говорит директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин. Выпавшие объемы теоретически сможет компенсировать Кременчугский НПЗ: Азербайджан ежегодно может поставлять морем до 5 млн тонн нефти, по имеющейся информации, первый танкер уже пришел в Одессу, добавил он. Однако в "Укртатнафте" вчера сообщили, что пока сырье на КНПЗ не поступало и когда оно дойдет до предприятия, неизвестно, отказавшись также говорить о возможных объемах.

Между "Транснефтью" и "Укртранснафтой" существуют договоры о поставках на каждый украинский НПЗ. Если компромисс не будет найден, спор вокруг ОНПЗ может продолжиться в суде, а вопрос выйдет на уровень премьер-министров двух стран, полагает Владимир Сапрыкин. Пресс-секретарь главы украинского кабмина Марина Сорока не смогла уточнить, планируется ли сегодня встреча Юлии Тимошенко с Вагитом Алекперовым: вчера днем в графике премьера стояло лишь заседание кабмина. Кстати, первоначально его планировалось провести в Одессе, однако затем заседание "вернули" в Киев.

Исходя из прошлогодних объемов переработки на ОНПЗ (2,04 млн тонн), аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин оценивает суточную маржу компании при прежней схеме доставки в $360 тыс. При транспортировке нефти по маршруту Мозырь — Броды — Одесса дополнительные расходы составят порядка $32 тыс., морским путем — $150 тыс. Договориться о возобновлении поставок в октябре будет проблематично: оптимальным из предлагаемых для "ЛУКОЙЛа" является вариант через Броды, но без политического решения перераспределить потоки за счет других потребителей прямо сейчас невозможно, говорит Дмитрий Лютягин.

Но есть и другой вариант — возобновление транспортировки по прежней схеме при условии, что "ЛУКОЙЛ" возьмется поставлять нефть и на КНПЗ. Не исключено, что украинские власти попытаются заменить бывшего партнера, "Татнефть", другой отечественной компанией, но вопрос сохраняет для российской стороны крайнюю политическую остроту. Об этом пишет РБК-Дейли.

"