Нефть ищет тропу на запад

Нефть ищет тропу на запад
Новость

7 октября 2008, 10:22
Углеводородное сырье с Каспия направят через Молдавию, Балканы и Иран Российская бизнес-газета, АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН В последние два месяца растут перевозки каспийской нефти через Россию. Но в более широком контексте уже разрабатывается маршрут доставки этого сырья через Молдавию и Румынию. Причем в такой ситуации рискует остаться недозагруженным украинско-польский нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, куда нефть поступала из черноморских портов Грузии.

Углеводородное сырье с Каспия направят через Молдавию, Балканы и Иран

Российская бизнес-газета, АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН В последние два месяца растут перевозки каспийской нефти через Россию. Но в более широком контексте уже разрабатывается маршрут доставки этого сырья через Молдавию и Румынию. Причем в такой ситуации рискует остаться недозагруженным украинско-польский нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, куда нефть поступала из черноморских портов Грузии.

Как заявил на днях в Баку посол Молдовы в Азербайджане Ион Робу, "на двухстороннем и региональном уровне рассматривается участие Молдовы в создании новых коридоров по транспортировке энергоресурсов из бассейна Каспийского моря в Европу". По его словам, речь идет прежде всего о молдавском дунайском терминале Джурджулешты и вариантах доставки туда и последующего вывоза нефти по Дунаю или из Одесского терминала по трубопроводам через Южную Молдавию.

Если точнее, возможны два варианта. Первый - нефть поступает в Одессу из Батуми или турецкого черноморского порта, затем она перекачивается по трубопроводу до терминала Джурджулешты. А затем следует в западную Европу через Румынию - либо по новым трубопроводам, либо по Дунаю.

Второй - каспийское нефтесырье поступает из тех же портов в румынские дунайские порты, затем доставляется в тот же молдавский терминал (таково течение Дуная). Причем здесь возможен вариант черноморских поставок в румынский порт Констанца, далее по каналу Черное море-Дунай.

Что касается создания в том регионе трубопроводной сети, возможно строительство нефте провода Одесса-Джурджулешты, далее в Румынию и через Румынию. Но в этом случае может остаться недозагруженным, повторим, трубопровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск.

Стремление обойти Кавказ и даже уменьшить нефтетранзит через Джейхан выражается, во-первых, в частном в последнее время падении цен на азербайджанскую нефть в Джейхане и Батуми. А во-вторых, в том, что есть проект замены грузинского участка трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) трассой на северо-востоке Турции и соответственно к тамошним черноморским портам.

Реанимируется нефтетранзитный путь и через Иран. Замдиректора по инвестициям Иранской национальной нефтяной компании Хаджатолла Ганимифард недавно заявил СМИ, что "территория Грузии является не менее опасным участком БТД, чем территория Турции. Достойной альтернативой этому небезопасному проекту может стать иранский экспортный нефтепровод Нека-Джаск" в иранском регионе между Каспием и Персидским заливом. В этой связи замминистра нефти Ирана Хосейн Ногрекар-Ширази отметил, что "в настоящее время производится расчет оптимального варианта этого маршрута и разрабатывается ТЭО проекта". Причем, по иранским данным, готовность принять участие в строительстве этой артерии предварительно выразили Россия и Казахстан.

("РОССИЙСКАЯ-БИЗНЕС ГАЗЕТА", 07.10.2008, АЛЕКСЕЙ ЧИЧКИН)

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter