Posted 7 мая 2010,, 08:00

Published 7 мая 2010,, 08:00

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Украинская формула газа

7 мая 2010, 08:00
ИЗВЕСТИЯ Евгений Арсюхин Первые лица Украины выступили с рядом сенсационных заявлений. Они убеждают Россию отказаться от строительства газопровода "Южный поток", пересмотреть формулу ценообразования на газ (то есть фактически дать еще одну скидку на "голубое золото"), а также привлечь к процессу слияния "Газпрома" и "Нафтогаза" европейские страны.

Евгений Арсюхин

Первые лица Украины выступили с рядом сенсационных заявлений. Они убеждают Россию отказаться от строительства газопровода "Южный поток", пересмотреть формулу ценообразования на газ (то есть фактически дать еще одну скидку на "голубое золото"), а также привлечь к процессу слияния "Газпрома" и "Нафтогаза" европейские страны.

Российско-украинские отношения в последнее время развиваются по восходящей. Газ для Украины стал дешевле почти на треть, зато Черноморский флот останется в Севастополе как минимум до 2042 года. Но Москва и Киев продолжают обмениваться новыми предложениями.

Так, вчера в украинском правительстве попросили изменить формулу, по которой вычисляется цена на газ. Сегодня газовые расценки привязаны к нефтяным. Нефть дорожает, дорожает и газ, что Киеву, понятно, не нравится. Украинский премьер Николай Азаров уже говорил об этом с российским коллегой Владимиром Путиным.

—Пока не сумели убедить российских партнеров в том, что формула, которую Тимошенко, совершенно не думая, подписала, формула, которая в условиях роста цен на нефть приводит к постоянному увеличению цены на газ, для нас неприемлема,—заявил он.

Контракт с Украиной — такой же, как со странами Европы, напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

— Если Украина хочет отказаться от привязки к цене на нефть, то нужно понять, на основе какого объективного критерия будет определяться цена, — рассуждает он. — Можно использовать текущие цены на европейских биржах, но "Газпром" продает по ним небольшие объемы. Непонятно, зачем "Газпрому" нужно отказываться от хорошего европейского алгоритма. Это может произойти только в том случае, если "Нафто-газ Украины" станет частью "Газпрома".

Напомним, с неожиданным предложением объединить газовых монополистов двух стран премьер Владимир Путин выступил неделю назад по итогам межправительственной двусторонней комиссии в Сочи. В этом случае Россия получит контроль над экспортным каналом, по которому газ идет в Европу, а Украина—инвестиции в модернизацию газотранспортной системы, в чем давно нуждается.

Но и с этим проблема. Виктор Янукович заявил вчера: слова Путина стали для властей страны неожиданностью, а потому надо все взвесить с позиций украинских интересов. И если переговоры все же начнутся, нужно привлечь к разговору Евросоюз "как главного потребителя газа". Впрочем, пока совсем непонятно, на каких условиях могут объединиться "Газпром" и "Нафтогаз" (переговоры на эту тему начнутся сразу после майских праздников), а потому европейцы пока не спешат вмешиваться. Представитель Еврокомиссии по энергетическим вопросам Map-лен Холзнер осторожно заявила, что объединение компаний—наше внутреннее дело.

Украину пугает перспектива Потерять контроль над "Нафтогазом", считает начальник отдела аналитических исследований "Универ Капитал" Дмитрий Александров. Если устроить размен долей в соответствии с размерами активов компаний, Украина может получить максимум одно место в совете директоров. Но Киев рассчитывает вынудить Россию на акционерное соглашение.

— Оно гарантирует заданное число мест в совете при любом раскладе,—поясняет эксперт. — Теоретически возможен вариант, когда "Газпром" получает акции и не получает контроля над инфраструктурой. Но зачем это нужно "Газпрому"?

Кроме того, украинскому руководству сильно не нравится проект "Южный поток", по которому российский газ пойдет на юг Европы, минуя территорию Украины.

— Инициатива России в последнее время построить "Южный поток" в обход Украины вызвала у меня, скажу так, большое удивление,—сказал Янукович. По его словам, проект модернизации украинской газотранспортной системы намного более конкурентоспособен, чем строительство новой трубы. Вряд ли этот пассаж понравился Москве, предполагает Александров, ведь Россия нацелена на сближение со странами южной Европы, для чего, собственно, и необходим "Южный поток".

— А Украине участвовать в этом проекте нечем. Разве только предложить России акваторию. Но тогда Россия окажется в зависимости от компрессорных станций в украинских водах,—рассказывает Александров.

"