Posted 6 октября 2009,, 06:32

Published 6 октября 2009,, 06:32

Modified 20 августа 2022,, 20:31

Updated 20 августа 2022,, 20:31

Импортные шины понаехали

6 октября 2009, 06:32
По оценкам экспертов, за прошедший год российская шинная отрасль потеряла более $400 млн Потеряла не из-за лени работников, не из-за устаревшего оборудования заводов (ведущие российские производители, такие как "Нефтекамскшина" и "Сибур-Русские шины", в некоторых сегментах производства могут дать фору западным компаниям) и даже в целом не из-за кризиса.
Сюжет
Шины

По оценкам экспертов, за прошедший год российская шинная отрасль потеряла более $400 млн

Потеряла не из-за лени работников, не из-за устаревшего оборудования заводов (ведущие российские производители, такие как "Нефтекамскшина" и "Сибур-Русские шины", в некоторых сегментах производства могут дать фору западным компаниям) и даже в целом не из-за кризиса. Российский рынок подвергся массированной атаке импортной продукции. Атака произошла столь молниеносно, что опомниться удалось лишь сегодня, спустя два года после ее начала.

Все начиналось в 2007 г., когда импорт шин в Россию вырос в два (!) раза, а через год, в 2008-м, еще на четверть. Результат такой практически бесконтрольной экспансии не замедлил ожидания: за первые 6 месяцев 2009 г. производство совокупного выпуска шин в РФ упало в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Есть о чем задуматься.

Одним из первых публично-медийных результатов серьезной озабоченности основных российских производителей шин стало заседание "круглого стола" на тему "Проблемы и перспективы российской шинной отрасли", состоявшееся на днях в Москве в здании РИА Новости. В нем приняли участие руководители ведущих компаний-производителей, представители министерств и ведомств, депутаты Госдумы Российской Федерации, журналисты.

КРИЗИСНОЕ СЕГОДНЯ: НЕ ПОРА ЛИ БИТЬ ТРЕВОГУ?

Загит Шарафеев, директор управляющей компании "Татнефть-Нефтехим":

— Если говорить о заградительных ввозных пошлинах, то сегодня Бразилия, Турция, Индия, Китай, США и ряд других стран уже ввели у себя подобные ограничения. Причем в Бразилии, например, они составляют 35%. Наше желание поднять таможенные пошлины не просто прихоть. Это дало бы возможность сохранить существующее промышленное производство и промышленный персонал на российских заводах и позволило бы снизить долю импорта на российском рынке до 30%, что, по нашему мнению, более чем достаточно.

В такой ситуации нужны конкретные и серьезные шаги. Они уже предпринимаются. Я имею в виду, в частности, решения о проведении глубокой модернизации производства, подкрепленные значительными капиталовложениями — более 23 млрд рублей.

Ринат Биктимеров, директор Торгового дома "Кама", заместитель управляющей компании "Татнефть-Нефтехим" по маркетингу:

— Основные игроки отечественного рынка шин крайне заинтересованы в том, чтобы не допустить неблагоприятного развития событий. Это совершенно непростое дело, учитывая, что в сложившейся обстановке наш российский рынок оказывается между "двух огней". С одной стороны, это азиатские производители, поставляющие дешевую продукцию, с другой — производители известных западных брендов. Я хочу подчеркнуть при этом, что нами сделано очень много и взят хороший темп на будущее, учитывая те объемы инвестиций, которые уже пошли в отрасль. И уже есть результаты: наша продукция в целом ряде сегментов вполне конкурентоспособна и востребована и на внутреннем, и на мировом рынках. Вот почему мы говорим о необходимости государственной поддержки как важнейшего и значительного шага в деле развития нашей отрасли.

Игорь Караваев, заместитель генерального директора по стратегическому планированию ОАО "Сибур-Русские шины":

— Сегодня все еще существует некий потребительский стереотип о якобы техническом отставании наших отечественных шин от импортной продукции. Но он давно уже не соответствует действительности. Отставание, действительно имевшее место некоторое время назад, сегодня успешно преодолевается, в том числе и в сотрудничестве с западными компаниями. Более того, в среднеценовом сегменте рынка находятся так называемые "вторые линейки" брендов ведущих мировых производителей, которые работают на оборудовании пятнадцати- и двадцатилетней давности, конкурируя с нашей продукцией не за счет качества, а за счет известности и узнаваемости бренда. Более 40 млрд рублей инвестиций в шинную отрасль, сделанные "Татнефтью" и "Сибуром", вполне позволяют нам сегодня на равных конкурировать с первой линейкой ведущих брендов.

Но самой серьезной проблемой остается опережающий рост импорта, который составляет в грузовом сегменте около 50% и в легковом — примерно две трети. Этот факт не может не беспокоить, поскольку шинная отрасль является стратегической, от которой зависит транспортная безопасность страны, обороноспособность страны и экономическая безопасность в целом.

МЕРЫ: БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Почти полное единодушие проявили участники "круглого стола" при формулировке мер, способных не только вывести из кризиса шинную отрасль, но и дать ей перспективный импульс на ближайшие годы. Все эти меры, как подчеркивалось, не являются фантастическими, нереальными. Напротив, они основаны на отечественном и международном опыте и мировой экономической практике.

Мы надеемся, говорили выступавшие, что российское правительство поддержит прежде всего наше стремление модернизировать отрасль. Модернизация начнется не завтра, она уже ведется, подчеркивали они, причем хорошими темпами и с серьезными капиталовложениями.

Почти в каждом выступлении особо звучала тема повышения ввозных таможенных пошлин. Поднять пошлины с 15 до 25% на грузовые шины крайне необходимо, особенно когда идет речь о явном демпинге, отмечали докладчики. Подобное решение на правительственном уровне можно было бы рассматривать как очевидную поддержку государством многомиллиардных инвестиций ведущих компаний — производителей шин в отрасль. Повышение импортных пошлин, кроме того, будет обязательно стимулировать локализацию иностранных производств на российской территории.

Вместе с тем, как сказал доктор экономических наук, профессор Марс Муракаев, существует некоторое противоречие в том, что чем больше вывозишь или ввозишь, тем больше объем доходов от таможенных пошлин. В определенной степени все это мешает нашему внутреннему производителю. Поэтому минфин должен сделать выбор: или Россия — индустриальная страна, или, как говорится, деньги на бочку. И этот вопрос актуален не только для шинников, но и для любой обрабатывающей отрасли. Но в целом взвешенные решения по поддержке производителей шин нужно принять и сделать это безотлагательно.

Участники "круглого стола" уверены, что пришло время поставить вопрос о проведении в ряде случаев антидемпинговых расследований в отношении недобросовестных импортеров. Повышение таможенных пошлин, антидемпинговые расследования и другие меры давно стали нормальной практикой, обычным рыночным инструментом, которым достаточно успешно пользуются крупные западные производители.

Для решения проблемы низкокачественных импортных шин могла бы быть введена такая мера, как прохождение всего существующего в России комплекса сертификационных испытаний с точки зрения безопасности и экологичности импортной продукции.

Следующим шагом могло бы стать максимальное ограничение вплоть до полного запрещения ввоза бывших в употреблении шин. Представители Минтранса настоятельно подчеркивали в этой связи проблему безопасности транспортных средств. Кроме того, по мнению участников "круглого стола", имидж глобальной свалки старых покрышек не украшает Россию, тем более что проблемы утилизации изношенных шин решаются весьма медленно.

Примечательно, что в ходе дискуссии по поводу введения так называемых заградительных пошлин никто, включая и представителя Федеральной таможенной службы, не высказался против. Прозвучала лишь очень дипломатично и корректно сформулированная мысль о том, что

термин "заградительные пошлины" излишне суров. Возможно, хотя филологический спор здесь вряд ли уместен. Вещи следует называть своими именами. Тем более что речь идет не об особенностях русской терминологии и даже не просто о перспективе весьма значимой для страны хозяйственной отрасли, но о национальной экономической безопасности, что многократно подчеркивали участники "круглого стола", и о людях, многих десятках тысяч работников, на которых отрасль стоит и стоять будет. Стоять прочно и уверенно, как автомобиль с покрышками из цельнометаллического корда.

ДОСЬЕ "РГ"

В 2009 г. на территории "Нижнекамскшина" планируется пуск современного завода по выпуску грузовых ЦМК шин по технологии Continental. Новый продукт будет иметь те же характеристики, что и самые современные разработки немецкого концерна. Рассчитанное на выпуск 1,2 млн высококачественных шин, производство сможет обеспечить 70% потребностей российского рынка.

Компания "Сибур-Русские шины" в 2007 г. запустила производство почти 400 тыс. современных ЦМК шин в год для грузового транспорта под маркой TyRex. В настоящее время холдинг осуществляет проект по созданию производства ЦМК шин в количестве 650 тыс. штук в год.

Владимир Щедрин

"