Posted 6 августа 2009,, 03:54

Published 6 августа 2009,, 03:54

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Каспийский демарш Ашхабада

6 августа 2009, 03:54
Туркмения оспаривает у Азербайджана морские нефтегазовые месторождения Независимая газета Между Ашхабадом и Баку, недавно восстановившими дипотношения, опять пробежала черная кошка. Скандал, готовый разразиться между двумя столицами, касается Каспия. Туркмения, оспаривающая право Азербайджана на освоение ряда нефтегазовых месторождений в этом море, заявила о намерении искать правды в Международном суде.

Туркмения оспаривает у Азербайджана морские нефтегазовые месторождения

Между Ашхабадом и Баку, недавно восстановившими дипотношения, опять пробежала черная кошка. Скандал, готовый разразиться между двумя столицами, касается Каспия. Туркмения, оспаривающая право Азербайджана на освоение ряда нефтегазовых месторождений в этом море, заявила о намерении искать правды в Международном суде. Эксперты в Баку утверждают, что игры Ашхабада на руку Москве.

Официальный Баку пока не отреагировал на сделанное во вторник заявление МИД Туркмении о том, что Ашхабад "считал и считает неприемлемым осуществление на Каспии каких-либо односторонних действий без заключения соглашения между соответствующими прикаспийскими государствами, определяющего их юрисдикцию в отношении конкретных участков морского дна".

По мнению туркменского МИДа, "согласно Конвенции о континентальном шельфе, принятой в 1958 году в Женеве, разграничение дна и недр Каспийского моря осуществляется на основе соглашений, заключаемых между государствами, имеющими смежные или противолежащие берега". При этом делимитация дна и недр Каспия должна осуществляться на основе серединной линии, которая и служит границей между государствами. В международном праве имеется общепризнанная методика построения такой линии, основанной на принципе равного удаления ее точек от базовых береговых исходных линий.

При этом в мировой практике срединная линия определяется с учетом "особых обстоятельств", связанных с крайне неординарной географической конфигурацией берегов (резко выступающие в море участки суши либо острова, исторически не связанные с сушей), указывается в статье.

Вольно трактуя эти положения, внешнеполитическое ведомство Туркмении не согласно с этими "особыми обстоятельствами" и считает, что они "негативно влияют на реализацию принципа справедливости при разграничении морских границ". Более того, Ашхабад твердо придерживается позиции, что при разграничении дна и недр Каспия между Туркменией и Азербайджаном не должны учитываться географические особенности полуострова Апшерон и острова Жилой. И в связи с этим МИД Туркмении полагает, что в сложившейся ситуации будет верным обращение в международные арбитражные инстанции, что является способом правового цивилизованного разрешения спорных ситуаций между странами.

Следует заметить, что столь резкое изменение позиции МИД Туркмении в период, когда отношения между двумя странами стали налаживаться и вопрос разграничения дна и недр Каспия обсуждается на уровне соответствующей двусторонней комиссии, не только для Баку, но и для мирового сообщества стал полнейшей неожиданностью. Ведь трое из пяти прикаспийских стран (Россия, Казахстан и Азербайджан) сумели договориться о разделе дна моря по принципу определения срединной линии. Этот же метод, казалось бы, должен приниматься за основу и в ходе переговоров между Туркменией и Азербайджаном. Однако этого не происходит, и Ашхабад вновь предъявляет претензии на три морских нефтегазовых месторождения – "Кяпаз" (в туркменской версии "Сердар"), "Азери" ("Омар") и "Чираг" ("Осман"). Причем азербайджанская сторона готова вести переговоры по месторождению "Кяпаз", которое находится на границе национальных секторов двух государств. Что же касается двух других месторождений – "Азери" и "Чираг", то их принадлежность Азербайджану ни у кого не вызывает сомнения. В противном случае консорциум крупнейших иностранных компаний, в числе которых такие, как ВР, ExxonMobil, Statoil и другие, не заключил бы контракт с Баку в 1996 году на их освоение.

По мнению политолога Расима Мусабекова, заявление МИД Туркмении "ничего не меняет. Оно могло иметь какое-то значение в период создания консорциума по разработке месторождения "Азери–Чираг" и другим. Тогда кто-то еще мог реагировать на данное заявление. Но сейчас это никого не волнует". По его словам, если Ашхабад не способен договориться с Баку о разделе Каспия, он должен договориться о способе урегулирования этого вопроса.

"Это может быть Международный суд или Международный арбитраж. Но дело в том, что туркмены не могут обратиться в эти суды, так как ни Туркменистан, ни Азербайджан не признают юрисдикцию этих судов. Только с согласия обеих сторон возможно рассмотрение данного спора в Международном суде или Международном арбитраже", – заявил политолог.

Эксперт в области международного морского права, доктор юридических наук Рустам Мамедов считает, что позиция Туркменистана абсолютно не совместима ни с международно-правовой практикой государств, ни с теорией международного права, ни даже с обычной логикой, потому что в ней игнорируется и географическая наука, и просто элементарные факты, связанные с происхождением и формированием государств.

Так чем вызван нынешний демарш Ашхабада? Как заявил "НГ" руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, в его основе лежит геополитика. "Запад, предлагая руководству Туркмении диверсифицировать в западном направлении маршрут доставки газа, стал требовать от Ашхабада также осуществлять демократические реформы в стране, что заставило насторожиться президента Гурбангулы Бердымухамедова. Поэтому Ашхабад, совершая этот демарш, фактически хоронит западный вектор диверсификации доставки своего газа на мировые рынки", – заметил эксперт. При этом не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что резкое изменение позиции Туркмении отвечает интересам таких стран, как Россия, Иран и Китай, которые имеют долгосрочные контракты с Ашхабадом, считает эксперт.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 06.08.2009, СОХБЕТ МАМЕДОВ, Баку)

"