Posted 6 мая 2014,, 06:49

Published 6 мая 2014,, 06:49

Modified 20 августа 2022,, 19:33

Updated 20 августа 2022,, 19:33

Санкции против России ударят по Прибалтике и Болгарии - Еврокомиссия

6 мая 2014, 06:49
Кризис на Украине и слабеющая российская экономика представляют существенные риски для экономики Европы, предупредила Еврокомиссия в своем ежеквартальном докладе.

Кризис на Украине и слабеющая российская экономика представляют существенные риски для экономики Европы, предупредила Еврокомиссия в своем ежеквартальном докладе. В особой зоне риска - Болгария, Финляндия, страны Прибалтики, Черногория и Кипр.

Вслед за ведущими международными финансовыми организациями Еврокомиссия понизила прогнозы по росту российского ВВП до 1% в 2014 г. и до 2% в 2015 г. (по сравнению с 2,3 и 2,7% соответственно в зимнем прогнозе). Россия - значимый торговый и экономический партнер еврозоны: согласно исследованию Deutsche Bank, доля РФ в экспорте валютного союза составляет 4,7%. По этой причине Еврокомиссия представляет прогноз по российской экономике наряду с другими ведущими партнерами, США и Китаем.

В нынешнем докладе акцент сделан на геополитические риски, которые принимают "угрожающие размеры". Хотя их воздействие на Европу будет определяться длительностью и серьезностью украинского конфликта, для ряда стран ЕС они представляют угрозу уже сейчас, отметили аналитики Еврокомиссии. Усиление Западом санкций может привести к дальнейшему ухудшению прогноза по ВВП России. Об этом сообщаетРБК.

Одним из главных рисков для Европы остается перспектива нарушения поставок в регион энергоносителей. В зоне риска в первую очередь оказалась Болгария: доля российского газа составляет в ее импорте 87%. Нагрузка на экономику страны в случае перебоя поставок может оказаться непосильной (пока прогноз по росту болгарского ВВП в 2014 г. - 1,7%).

Для стран Прибалтики, помимо энергетических рисков, выделяются торговые. На Россию приходится 18,9% всего экспорта Литвы, 11,5% - Латвии и 10,7% - Эстонии. Еврокомиссия понизила прогноз роста ВВП для всех трех стран: Эстонии - до 1,9% в 2014 г. и до 3% в 2015 г. (соответственно с 2,3 и 3,6%), Латвии - до 3,8 и 4,1% (с 4,2 и 4,3%), Литвы до 3,3 и 3,7% (с 3,5 и 3,9%).

Эстонская экономика в 2013 г. уже понесла финансовые потери из-за перенаправления значительной части российского нефтяного экспорта, который раньше шел транзитом через эстонские морские порты, в российский порт Усть-Луга. Украинский кризис грозит Эстонии новым сокращением торговых потоков с Россией и снижением прямых иностранных инвестиций. В Литве замедление экономики России ударит по внутреннему спросу. Для Латвии Россия и вовсе является крупнейшим торговым партнером. Инвестиции и экспорт Латвии вырастут незначительно за счет снижения спроса со стороны России уже в 2014г. А колебания российского рубля могут оказать давление на латвийских экспортеров, которые будут вынуждены "экономить" на персонале для поддержания конкурентоспособности.

Финляндия - одна из самых чувствительных к российскому спросу стран в еврозоне (на долю России приходится 9,9% финского экспорта). Ограничение торговли с Россией в результате санкций ударит по финской экономике, которая в этом году и так вырастет лишь на 0,2%. В похожей ситуации находится и Кипр. Если "обмен санкциям" дойдет до ограничения торговых отношений, пострадает кипрский экспорт, что крайне опасно для экономики острова (в этом году, по прогнозу, ВВП Кипра сократится на 4,8%, а в 2015 вырастет на 0,9%).

Риски для Черногории Еврокомиссия анализирует, так как страна является кандидатом на вступление в ЕС. Россияне - ключевые игроки на рынке недвижимости в Черногории, и напряженные отношения РФ с Европой могут снизить активность российских покупателей, отмечается в докладе. К тому же на россиян и украинцев приходится значительная часть туристического потока Черногории - 25 и 5% (данные за 2013 г.).

В целом Еврокомиссия ожидает, что экономика Евросоюза и еврозоны вырастет в 2014г. на 1,6 и 1,2% соответственно. В 2015г. рост должен ускориться до 2,0% в ЕС и до 1,7% в еврозоне. Прогноз незначительно изменился по сравнению с предшествующим зимним докладом: для ЕС он был повышен на 0,1 п.п., для еврозоны понижен на 0,1 п.п.

"