Posted 6 апреля 2011,, 06:41

Published 6 апреля 2011,, 06:41

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Суд в США отклонил иск о незаконном использовании данных о залежах нефти в Казахстане

6 апреля 2011, 06:41
Суд в США отказал предпринимателю Джеку Гринбергу в рассмотрении иска к компании ARCO, которую бизнесмен обвинил в незаконном использовании принадлежащей ему информации о нефтегазовых месторождениях на постсоветском пространстве и незаконном обогащении, посчитав доводы предпринимателя неубедительными, а информацию - устаревшей.
Сюжет
США

Суд в США отказал предпринимателю Джеку Гринбергу в рассмотрении иска к компании ARCO, которую бизнесмен обвинил в незаконном использовании принадлежащей ему информации о нефтегазовых месторождениях на постсоветском пространстве и незаконном обогащении, посчитав доводы предпринимателя неубедительными, а информацию - устаревшей. Документы суда имеются в распоряжении Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

Американский предприниматель Джек Гринберг (Jack Grynberg) полагает, что компания ARCO, с 2000 г. одна из структур BP, инвестировав вместе с российским ЛУКОЙлом в ряд проектов на казахстанской территории в прикаспийском бассейне, воспользовалась данными, которые он ей передал еще в начале 1990-х гг., и таким образом незаконно обогатилась.

Однако в самой компании настаивают, что информацией Гринберга не пользовались и на момент переговоров с ЛУКОЙлом о сотрудничестве она уже не представляла ценности.

С исковым заявлением предприниматель обратился в суд в августе 2006 г.

Гринберг утверждает, что впервые посетил Казахстан в начале 1990-х годов после знакомства с Нурсултаном Назарбаевым, занимавшим на тот момент пост первого секретаря ЦК компартии республики. Вскоре после этого он получил информацию о нефтяных месторождениях Казахстана и фактически был уполномочен сформировать международный консорциум по разведке и освоению ресурсов.

Намереваясь сформировать консорциум, Гринберг связался с несколькими западными нефтяными компаниями, которые на тот момент проявляли большой интерес к богатым природным ресурсам на территориях постсоветского пространства, говорится в документах.

Одной из этих компаний была ARCO, и в сентябре 1990 г. Гринберг рассказал ее представителям о нескольких потенциальных крупных проектах в прикаспийском бассейне, передав некую конфиденциальную информацию. Речь, в частности, шла о нефтяном месторождении Тенгиз в Атырауской области, Кашаган и Карачаганак, а также о необходимости прокладки нефтепровода в прикаспийский бассейн.

В октябре 1990 г. Гринберг заключил с ARCO соглашение сроком на три года о совместной деятельности над разработкой месторождений в "районе взаимного интереса".

Тем временем в конце 1980-х годов другая компания - Chevron начала переговоры о разработке месторождения Тенгиз, получив доступ к информации, которой на тот момент уже обладал Гринберг.

В 1993 г. правительство Казахстана совместно с Chevron основали объединенную компанию "Тенгизшевройл", в то время как еще в июне 1992 г. права на освоение месторождения Карачаганак получила British Gas.

Летом 1995 г. ARCO, в свою очередь, инициировала переговоры с ЛУКОЙЛом, приобретя в сентябре того же года на 250 миллионов долларов бумаги российской компании, изучая возможность дальнейших инвестиций через нее.

В марте 1996 года ARCO приобрела еще один пакет бумаг ЛУКОЙЛа, и была создана компания "Лукарко", в которой 54% принадлежало российской компании, 46% - американской, причем последнюю интересовали месторождения в прикаспийском бассейне. В частности, в начале 1996 г., указывается в документах, ЛУКОЙЛ выступил с предложением, чтобы "Лукарко" приобрел долю в "Тенгизшевройл", уже на протяжении нескольких лет занимавшейся освоением месторождения Тенгиз.

Гринберг обратился с исковым заявлением в суд в августе 2006 года, утверждая, что ARCO, инвестировав в разработку месторождения Тенгиз и проект по строительству каспийского трубопровода, воспользовалась информацией, которую он передал компании еще в начале 1990 г.

Суд, тем не менее, в рамках упрощенного производства признал, что данные, которыми обладал американский эксперт, к 1995 году устарели и не имели преимущества над публичной информацией. Кроме того, отмечается в судебных документах, отсутствуют свидетельства, указывающие на то, что первичное приобретение ARCO бумаг ЛУКОЙЛа было связано с планами американской компании на прикаспийский бассейн.

Для самого Гринберга это уже далеко не первое разбирательство. В 1993 году он подал иск против участника консорциума British Gas в связи с приобретением компанией прав на разработку месторождения Карачаганак, спор был урегулирован. В 2008 г. был подан еще один иск, ответчиком по которому выступала British Gas, уже на основании нарушений федерального закона об организованной преступности (RICO). Иск был передан в международный арбитраж. В 2003 г. Гринберг подал в суд на двух других участников консорциума - Shell и Total, по тем же основаниям, что и против ARCO. Об этом сообщает ИА Новости-Казахстан.

"