Posted 6 марта 2009,, 09:31

Published 6 марта 2009,, 09:31

Modified 16 августа 2022,, 21:25

Updated 16 августа 2022,, 21:25

Спасательный круг

6 марта 2009, 09:31
Форсированное строительство системы газопроводов с полуострова Ямал поможет поддержать ключевые отрасли экономики России в условиях кризиса В декабре на территории Республики Коми был торжественно сварен первый стык магистрального газопровода Бованенково–Ухта. Это событие было названо официальным стартом освоения гигантских газовых запасов полуострова Ямал, несмотря на то что самому проекту уже более 20 лет, а прокладку труб по дну Байдарацкой губы «Газпром» начал еще прошлым летом.
Сюжет
Газпром

Форсированное строительство системы газопроводов с полуострова Ямал поможет поддержать ключевые отрасли экономики России в условиях кризиса

В декабре на территории Республики Коми был торжественно сварен первый стык магистрального газопровода Бованенково–Ухта. Это событие было названо официальным стартом освоения гигантских газовых запасов полуострова Ямал, несмотря на то что самому проекту уже более 20 лет, а прокладку труб по дну Байдарацкой губы «Газпром» начал еще прошлым летом.

Строительство многониточной газопроводной системы, по которой к 2030 году в центральные районы России должно поступать до 360 млрд м3 в год ямальского газа, — самая дорогостоящая часть мегапроекта «Ямал»: только в текущем году в инвестпрограмме «Газпрома» на эти цели выделено 110 млрд рублей. И мировой экономический кризис — не помеха, а скорее стимул для ускорения масштабного инфраструктурного проекта, призванного поддержать падающую экономику, обеспечив заказами отечественных производителей. «Цена вопроса» в данном случае, видимо, отходит на второй план.

Медлить с реализацией проекта нельзя еще и потому, что в условиях падения добычи на старых промыслах без ямальского газа уже через несколько лет «Газпром» не сможет обеспечивать потребности внутреннего рынка и выполнять обязательства по экспорту (хотя трудно прогнозировать, насколько сократится спрос из-за кризиса). Так что есть основания полагать, что заявленный срок ввода первой нитки газопровода Бованенково–Ухта — III квартал 2009 года — будет выдержан любой ценой. И в прямом, и в переносном смысле.

Планы освоения газовых богатств Ямала «Газпром» обозначил еще в конце 1980-х, начав обустройство крупнейшего на полуострове Бованенковского месторождения и бурение первых эксплуатационных скважин. Однако через несколько лет работы были свернуты: спрос на газ резко сократился, как и финансовые возможности бюджета.

Лишь в январе 2002 года «Газпром» вновь объявил Ямал регионом своих стратегических интересов. Но судьба проекта и дальше складывалась непросто: сроки ввода Бованенково откладывались дважды. Эту неторопливость, с одной стороны, можно объяснить дороговизной и технической сложностью ямальской программы. С другой — вводом Заполярного месторождения, позволившим на некоторое время переломить тенденцию падения добычи на старых промыслах в Назым-ПурТазовском районе, где «Газпром» сегодня добывает более 90% газа.

Весной 2002 года концерн представил правительству «Программу комплексного промышленного освоения месторождений полу острова Ямал». В 2003 году «ВНИПИгаздобыча» приступила к разработке обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского и создание системы транспорта газа. По результатам рассмотрения этого документа в октябре 2006 года правление «Газпрома» решило приступить к инвестиционной стадии проекта «Ямал».

Надо заметить, что роль Ямала как единственного региона, способного в долгосрочной перспективе стабильно удовлетворять спрос на газ на внутреннем и внешнем рынках, все это время не подвергалась сомнению. Именно Ямал (наряду с разработкой Штокмана, акваторий Обской и Тазовской губ и месторождений востока страны) должен компенсировать снижение отдачи от гигантов Надым-Пур-Тазовского района и обеспечить планируемое «Газпромом» к 2020 году увеличение общего объема добычи газа до 650 млрд м3.

Казалось бы, разразившийся мировой экономический кризис и связанное с ним неизбежное снижение спроса на газ грозят освоению Ямала новыми отсрочками. Однако, на наш взгляд, с началом кризиса значение ямальского проекта, напротив, возросло: в условиях падения производства он способен насытить заказами целый ряд отраслей промышленности, ориентировавшихся на экспорт, не допустив существенного снижения ВВП. Эта «социально-экономическая» миссия Ямала для государства, по-видимому, сегодня более важна, чем непосредственный эффект от вложения инвестиций.

Историческая сварка

Официальный старт мегапроекту «Ямал» был дан 3 декабря 2008 года, когда под Ухтой в присутствии первого вице-премьера Виктора Зубкова, главы «Газпрома» Алексея Миллера, руководителей Республики Коми и Ямало-Ненецкого округа был сварен первый стык магистрального газопровода Бованенково–Ухта. Как заявил на торжественной церемонии Алексей Миллер, проект «Ямал» «по масштабам и значению равен освоению месторождений Западной Сибири в 70-х годах прошлого века».

Тем не менее сварка первого стыка носила скорее символический характер и продемонстровала европейским партнерам сырьевую базу поставок газа на длительную перспективу. Само же обустройство Бованенковского промысла, как сказано выше, началось еще 20 лет назад, и в 2003 году представители «Газпрома» говорили, что для добычи 15 млрд м3 в год здесь все готово.

Да и прокладка газопровода Бованенково–Ухта через Байдарацкую губу началась еще летом прошлого года.

Заказчиком и генпроектировщиком строительства газовой магистрали выступают «дочки» «Газпрома» — «Ямалгазинвест» и «ВНИПИгаздобыча» соответственно. Маршрут трубопровода — через Байдарацкую губу, Воркуту и Инту — был определен еще в 1987 году. Первая нитка пропускной способностью 55-60 млрд м3 должна быть введена в строй в III квартале 2011 года, к моменту запуска Бованенковского месторождения. В основном на газ Бованенково рассчитана и вторая нитка аналогичной мощности, строительство которой планируется начать в 2010 году, а завершить — в 2015.

По мере освоения месторождений Ямала предполагается создание газотранспортной системы общей протяженностью свыше 2500 км. Ее составными частями станут газопровод Бованенково–Ухта (до 5-6 ниток протяженностью 1100 км), участки Ухта–Грязовец, Грязовец–Торжок, Грязовец–Ярославль, Ухта–Починки и 27 компрессорных станций суммарной мощностью 8600-11600 МВт. Система призвана стать ключевым звеном ЕСГ России — по ней к 2030 году в центральные районы страны предполагается ежегодно доставлять более 300 млрд3 ямальского газа.

Напомним, в начале века рассматривался вариант, предполагавший на первом этапе прокладку трубы от Бованенково до Ямбурга (через Обскую губу) и использование существующей газопроводной системы СРТО–Торжок. При этом строительство магистрали Бованенково — Ухта планировалось лишь на последующих этапах освоения Ямала. Данный вариант представлялся целесообразным с учетом высокой стоимости освоения Ямала в отсутствие налоговых льгот для вновь вводимых месторождений.

В дальнейшем от этого варианта решили отказаться. Объясняя такое решение, генеральный директор «Ямалгазинвеста» Леонид Чугунов неофициально говорил, что тянуть трубу до Ямбурга и Уренгоя экономически невыгодно — в частности, из-за необходимости строительства значительного числа дополнительных КС. Думается, однако, что выбор маршрута через Ухту свидетельствует в первую очередь об уверенности «Газпрома» в получении налоговых льгот на освоение Ямала.

Отказ от строительства трубы до Ямбурга, видимо, надо рассматривать и в свете требования правительства, чтобы в действующей системе СРТО–Торжок появилось место для газа ВИНК и независимых производителей, без которых «Газпром» не сможет реализовать планы поддержания и роста добычи.

Выбор в пользу нынешнего маршрута стал серьезным успехом для Коми — глава республиканского Минпромэнерго Николай Герасимов еще три года назад (см. интервью в «НиК» №3, 2006 г.) называл строительство трубы с Ямала приоритетным для региона инвестиционным проектом. Очевидно, что в условиях кризиса значение проекта, способного обеспечить тысячи рабочих мест (в том числе в депрессивных районах Воркуты и Инты) и значительные налоговые отчисления, возрастает. Договор, подписанный «Газпромом» с Республикой Коми в минувшем декабре, в частности, предполагает строительство отводов от трубы Бованенково–Ухта в населенные пункты республики, уровень газоснабжения которой значительно отстает от среднего по России (см. «В Коми надеются на «Газпром»).

Стратегическое значение проекта, сжатые сроки его реализации и негативный опыт некоторых других «строек века» дают основание предположить, что на сей раз строительство будет ограждено от экологических проблем. Спустя всего несколько дней после церемонии сварки первого стыка стало известно, что Ростехнадзор утвердил положительное заключение экспертной комиссии по проекту газопровода Бованенково–Ухта в части прохождения трассы на землях особо охраняемых природных территорий Коми.

Труба нового поколения

Трубопроводный проект Бованенково–Ухта по праву можно назвать инновационным и, что особенно актуально сегодня, импортозамещающим. Чтобы сократить число КС, которые нужно строить в условиях вечной мерзлоты, проектировщики пошли на неординарные технические решения. Пропускная способность одной нитки газопровода вдвое превышает стандартные для «Газпрома» характеристики за счет того, что впервые при строительстве магистралей используются высокопрочные трубы диаметром 1420 мм из стали марки К65(Х80) с внутренним гладкостным покрытием, рассчитанные на рабочее давление 120 атмосфер, а также новые технологии сварки. Производство таких труб было освоено на Ижорском трубном заводе «Северстали» и Выксунском металлургическом заводе ОМК по заказу «Газпрома» (в условиях почти двукратного сокращения производства стали этот заказ для металлургов — спасательный круг). При этом на компрессорных станциях будет применяться энергосберегающее оборудование нового поколения с КПД 36-40%.

Строительство наиболее сложного участка газопровода — 72-километрового подводного перехода под Байдарацкой губой в южной части Карского моря — началось еще в прошлом августе. Как подчеркивают в «Газпроме», по суровости природных условий и техническим параметрам данный проект не имеет аналогов не только в России, но и в мировой практике. Байдарацкая губа представляет особую сложность для трубопроводного строительства: при незначительной глубине и мощных донных отложениях ее отличают частые штормы и промерзание до дна в зимний период. Такие условия позволяют вести работы лишь несколько месяцев в году. Во время летней навигации 2008 года на дне губы было уложено 37,7 км обетонированных труб диаметром 1219 мм с толщиной стенки 27 мм, рассчитанных на давление до 120 атм. Работы ведет трубоукладочное судно MRTS Defender, предназначенное для строительства морских газопроводов и специально модернизированное для условий Байдарацкой губы.

Строительство первых двух ниток подводного перехода протяженностью 72 км каждая планируется завершить к 2011 году.

По состоянию на конец января, по данным «Газпрома», работы ведутся практически на всей протяженности трассы газопровода Бованенково–Ухта: идет расчистка трассы, строительство временных зданий и сооружений, дорог, завоз оборудования и техники, доставлено более 200 км труб. На некоторых участках уже ведутся сварочные и изоляционные работы, около 25 км труб подготовлено к укладке.

Бованенково введут в срок

Первоочередным объектом освоения ямальских недр определены сеноман-аптские залежи Бованенковского. Ввод крупнейшего месторождения полуострова Ямал с запасами газа категорий АВС1+С2 4,9 трлн м3 первоначально был намечен на 2008 год, когда здесь планировалось добыть первые 15 млрд м3.

Впоследствии сроки были сдвинуты на год, однако и этим планам не суждено было сбыться. В октябре 2006 года, когда «Газпром» заявил о переходе к инвестиционной стадии проекта, была озвучена новая дата пуска Бованенково в эксплуатацию — III квартал 2011 года.

В 2006-07 годах, по данным «Газпрома», на месторождении были построены первоочередные объекты жизнеобеспечения: канализационные и водоочистные сооружения, пожарное депо, современные котельные, новый вахтовый комплекс на промбазе ГП-1. В 2008 году предприятие «Газпром добыча Надым» (владелец лицензии на Бованенково и Харасавей) ввело в эксплуатацию 29 объектов такого рода, в т. ч. расходный склад ГСМ, базу дорожно-эксплуатационного управления, полигон твердых отходов, инженерные коммуникации пром базы ГП-1, электростанцию для собственных нужд промбазы ГП-2.

Также были построены объекты сервисных компаний: база бурения, база КРС, база геофизиков, газоспасательная станция. Кроме того, на Бованенково были доставлены первые 3 из 9 буровых установок, которым предстоит работать на промысле.

Как сообщил «Газпром», в день сварки первого стыка трубы Бованенково–Ухта на месторождении началось бурение первой эксплуатационной скважины на кусте №33 (пробуренные ранее экспериментальные скважины будут использоваться для наблюдения за пластом).

Бурение ведется установкой пятого поколения «Екатерина», изготовленной на заводе «УРАЛМАШ–Буровое оборудование», которая использует специальные теплоизолированные трубы, чтобы предотвратить растепление многолетнемерзлых пород.

По данным «Газпром добыча Надым», в 2009 году на Бованенково планируется начать бурение около 40 скважин, а массовый ввод их в эксплуатацию начнется в 2010 году.

Первый пусковой комплекс Бованенково производительностью не менее 15 млрд м3 в год предусматривает строительство 98 скважин (из них 60 должны быть введены в эксплуатацию в III квартале 2011 года) и первого модуля УКПГ. По словам Алексея Миллера, в 2011 году газ Бованенково «абсолютно точно в любом случае поступит в общую систему». Вскоре после церемонии сварки первого стыка заместитель губернатора ЯНАО Станислав Кушнаренко предположил, что добыча на месторождении может начаться даже раньше установленного срока — уже в I квартале 2011 года. А затем информацию о переносе сроков на более ранний период подтвердил и начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства «Газпрома» Виктор Рахманько, по словам которого технологически нелогично запускать месторождение летом — «доделки и наладки лучше осуществлять в зимний период».

При этом объемы добычи, напротив, скорректированы в сторону уменьшения. Если в 2006 году «Газпром» ставил задачу подать в систему в первый год разработки Бованенково не менее 15 млрд м3, то сегодня планируется в 2011 году добыть на месторождении лишь 7,9 млрд м3. В принципе, это логично, если добыча начнется к осени. К тому же уровень в 15 млрд м3 для «Газпрома» в данном случае вряд ли принципиален: темпы роста добычи на Ямале будут зависеть от спроса на газ (очевидно, что и на внутреннем рынке, и в Европе в 2009-2010 годах он снизится) и динамики сокращения производства на старых промыслах.

По расчетам «Газпрома», к 2015 году добыча на Бованенково должна возрасти до 75-115 млрд м3 (проектного уровня в 115 млрд м3 можно достичь при вводе в эксплуатацию двух ниток газопровода к Ухте), а в долгосрочной перспективе, с учетом освоения валанжинских залежей, она составит 140 млрд м3 в год.

За ценой не постоим

Точная стоимость освоения Ямала, которую Алексей Миллер назвал «колоссальной», на данный момент не обнародована. В 2002 году «Газпром» оценивал совокупные затраты на освоение Ямала в период до 2031 года в $69,7 млрд. К лету 2008 года эта цифра значительно возросла: замначальника департамента стратегического развития «Газпрома» Сергей Панкратов тогда сообщал, что только три нитки газопровода с Ямала обойдутся в $80-90 млрд и еще около $12 млрд до 2016 года потребуется на освоение Бованенково.

Высчитать стоимость мегапроекта сегодня — в условиях финансовой нестабильности — вряд ли возможно. Тем не менее, очевидно, деньги на Ямал у «Газпрома» найдутся. Обустройство Бованенково значится в инвестиционной программе концерна на 2009 год одним из приоритетов в области добычи, а строительство газопроводов Бованенково–Ухта и Ухта–Торжок — среди приоритетов в транспортных проектах. В текущем году «Газпром» намерен направить в проект «Ямал» 210 млрд рублей — вдвое больше, чем в 2008 (при общем объеме инвестпрограммы — 920 млрд). Из этой суммы 110 млрд будет направлено на прокладку газопроводов, 80 млрд — на обустройство Бованенково, 20 млрд — на строительство железной дороги Обская–Бованен ково–Карская (см. «По железной дороге — к промыслу»). В 2010-11 годах доля инвестиций в Ямал вырастет с нынешних 22% до 30% инвестпрограммы.

Эти планы весьма реальны. Вопервых, несмотря на финансовый кризис, положение концерна достаточно устойчиво, поскольку цены на газ все еще очень высоки. Во-вторых, «Газпром» включен в список компаний, которые могут рассчитывать на господдержку, что, несомненно, увеличивает его финансовые возможности. При этом ряд не первоочередных проектов вполне можно отложить, сосредоточив основные силы и средства на Ямале (в декабре зампред правления концерна Александр Медведев заявил, что окончательного решения о покупке Ковыкты у ТНК-BP нет и сделка может быть пересмотрена).

К тому же очевидно, что в условиях кризиса затраты на реализацию проекта должны снизиться: по словам главы «Ямалгазинвеста» Леонида Чугунова, уже достигнуты договоренности по ценам на трубы (10%) и цемент (-20%). Вероятно, подешевеют и услуги сторонних подрядчиков. Наконец, с введением для Ямала налоговых каникул по НДПИ уменьшатся эксплуатационные затраты на разработку Бованенково.

Впрочем, ожидать официальных сообщений о снижении стоимости работ вряд ли стоит. Это явно не в интересах и «Газпрома» — неизбежно встал бы вопрос о целесообразности налоговых льгот, и государства, для которого, как отмечалось выше, своевременная реализация масштабного проекта крайне важна, чтобы поддержать на плаву слабеющую российскую экономику. Больше затрат — выше ВВП.

"