Posted 5 ноября 2009,, 08:27

Published 5 ноября 2009,, 08:27

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Торжество здравого смысла

5 ноября 2009, 08:27
На аукционы в Югре наконец выставляют участки, которые интересуют нефтяников Нефть и Капитал Государство решило изменить подходы к лицензированию недр в крупнейшем нефтедобывающем регионе. На аукционы, которые пройдут в ХМАО в последние месяцы года, предлагаются участки с извлекаемыми запасами нефти от 10 млн до 30 млн тонн, которые оставались неприкосновенными в нераспределенном фонде недр все последние годы.
Сюжет
ХМАО

На аукционы в Югре наконец выставляют участки, которые интересуют нефтяников

Государство решило изменить подходы к лицензированию недр в крупнейшем нефтедобывающем регионе. На аукционы, которые пройдут в ХМАО в последние месяцы года, предлагаются участки с извлекаемыми запасами нефти от 10 млн до 30 млн тонн, которые оставались неприкосновенными в нераспределенном фонде недр все последние годы. Эти месторождения можно в ближайшие годы подключить к действующей инфраструктуре и ввести в разработку. Но власти рассчитывают на взаимность — что ВИНК пополнят казну и не дадут упасть добыче.

В сентябре — начале октября Роснедра буквально разродились приказами о проведении аукционов по участкам недр, перспективным для разведки и добычи нефти и газа. До конца года должны пройти торги по 44 участкам, стартовая цена которых в сумме превышает 10 млрд рублей. Сразу зазвучали экспертные оценки, что, мол, активность Роснедр обусловлена необходимостью пополнения бюджета, страдающего от недобора налогов.

Сумма, прямо скажем, для бюджета незначительная. Но деньги лишними не бывают. Даже если все аукционы состоятся и в отсутствие конкуренции стартовая цена будет превышена только на 10%, Роснедра смогут компенсировать расходы государства на ГРР по углеводородному сырью, запланированные на нынешний год, — 8,9 млрд рублей.

Хотя чем тут гордиться? Не тем же, что бюджетные расходы крупнейшей в мире нефтедобывающей державы на поиск месторождений нефти и газа в 600-700 раз меньше той части ее нефтегазовых доходов, которые отложены "на черный день" в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (см. "Судьба нефтяных копилок" в "НиК" №9, 2009 г.).

Однако, на наш взгляд, не столь важно, сколько заработает до конца года бюджет от продажи участков, перспективных на нефть и газ. Гораздо интереснее изменение подхода Роснедр к отбору участков, выставляемых на торги. Государство, кажется, наконец задумалось об эффективности лицензирования недр не только в плане пополнения бюджета, но и с точки зрения поддержания баланса краткосрочных и долгосрочных интересов нефтегазового комплекса.

Крушение иллюзий

Отменив платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ставка ВМСБ) и лишив региональные администрации нефтегазовых доходов, федеральные власти попытались привлечь в геологоразведку частные инвестиции, в массовом порядке предлагая на аукционах неразведанные участки с прогнозными ресурсами категорий D1 и D2. Пока цена нефти на мировом рынке стабильно росла, обгоняя рост издержек на разведку и добычу, такие участки пользовались спросом. Однако спрос этот во многом был спекулятивным и не гарантировал даже проведение ГРР в запланированном объеме, не то что прироста запасов.

Согласно лицензионным соглашениям, недропользователи участков с ресурсами в течение первых трех лет проводят на участках сейсморазведку, по результатам которой определяют места заложения разведочных скважин, которые бурят, как правило, на четвертыйпятый год.

Несложно подсчитать, что к бурению владельцы большинства новых лицензий должны были приступить в 2008-09 годах. А тут кризис — ресурсы в недрах подешевели, кредитов под них не дают, бурить не на что, и вернуть потраченные деньги за счет продажи участка почти невозможно. Разведку сегодня продолжают только ВИНК, да и то избирательно, обеспечивая прирост запасов в основном за счет доразведки разрабатываемых месторождений и пересчета КИН.

Таким образом расчет на рыночные механизмы стимулирования геологоразведки и ВМСБ полностью провалился. В 2005-07 годах, по данным Роснедр, было проведено в общей сложности 811 аукционов по нефтегазоносным участкам, по итогам которых сумма разовых платежей составила 117 млрд рублей. Однаков в разведку проданных на аукционах участков в самые "тучные" годы было вложено кратно меньше, чем получил от их продажи бюджет. Мелкие недропользователи в очередной раз почувствовали себя "кинутыми" государством, и если еще не обанкротились, то уповают только на отсрочки исполнения лицензионных обязательств.

Но недоразведанные участки с ресурсами категории D — это еще полдела. Хуже, что нефтедобывающим компаниям не хватает разведанных месторождений, ввод которых в разработку может компенсировать естественное падение добычи на старых промыслах. При этом в нераспределенном фонде такие месторождения есть — их Роснедра придерживали, стараясь сначала "сбыть" неходовой товар.

Такая политика давно подвергается конструктивной критике со стороны как ВИНК (первые лица "ЛУКОЙЛа" устали повторять, что инвестируют за рубеж, поскольку в России не предлагаются интересные объекты), так и администраций нефтегазодобывающих регионов, в первую очередь крупнейшего из них — Югры.

Год на раскачку

Кризис стратегии лицензирования стал очевиден уже по итогам 2007 года: торги по 139 участкам (из 309 объявленных) не состоялись из-за отсутствия заявок или наличия единственного претендента (см. "Земля или недра?" в "НиК" №1-2, 2008 г.). В Югре были проданы только 10 из 27 предложенных участков, половина — с минимальным превышением начальной цены.

Аукционы, прошедшие в округе в начале 2008 года, подтвердили тенденцию — недропользователи готовы на аукционах платить пусть за небольшие, но доказанные запасы, которые можно в обозримом будущем ввести в разработку (см. "Под боком у Самотлора" в "НиК" №4, 2008 г.). А "целинные" участки на окраинах Югры согласны изучать за свой счет, но не платить за них вперед.

По данным Центра рационального недропользования имени В. И. Шпильмана, в 2008 году (по май включительно) в Югре была выдана 21 новая лицензия на геологическое изучение недр и только 9 лицензий по итогам аукционов. Во второй половине года ни одного аукциона в регионе не было объявлено, хотя 15 участков, которые планировалось выставить на торги, содержали доказанные запасы углеводородов или как минимум перспективные ресурсы категории С3.

Когда же в январе нынешнего года Роснедра опубликовали прогнозный перечень участков недр, предлагаемых на аукционы, возникло ощущение дежавю. В Югре на аукционы предлагалось 52 участка, из которых 22 исключительно с прогнозными ресурсами категорий D1+D2, а еще на 13 участках таковые дополнялись ресурсами категории C3. Остальные 17 участков — лоты с извлекаемыми запасами, в большинстве своем перешедшие из программы 2008 года. Опыт лицензирования нынешнего года еще раз показал оторванность подобных программ от жизни.

Объявленный на 30 сентября аукцион по шести Березовским участкам с прогнозными ресурсами Югранедра отменили из-за отсутствия заявок. На аукцион 14 мая Роснедра выставили 5 участков: по трем торги были отменены из-за отсутствия заявок, еще по двум — из-за того, что представители ведомства за день до аукциона обнаружили аффилированность участников, которая очевидна с первого взгляда: на Западно-Варынгский претендовали "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" и "ЛУКОЙЛ-АИК", на Шухтунгорский — "ТрансНафта" и "Транснафтагазодобыча".

Обращает на себя внимание не повод для отмены, который в десятках случаев ранее не замечали, а тот факт, что уже через месяц был объявлен новый аукцион — по Шухтунгорскому и Восточно-Грибному участкам, в котором 11 августа участвовали те же компании, получившие свои лоты с минимальным превышением цены.

Таким образом, ВИНК послали Роснедрам четкий знак: если вы хотите, чтобы мы вели разведку и вводили в разработку новые месторождения, ориентируйтесь на наши приоритеты и не придирайтесь. А если предложенные лоты будут интересны нескольким компаниям, то, возможно, получите хороший доход. Результаты последнего аукциона, прошедшего в Ханты-Мансийске 15 октября, подтверждают этот вывод — "Сургутнефтегаз" взял 3 участка с минимальным превышением цены, а "ЛУКОЙЛ" долго торговался за интересный ему участок без доказанных запасов, превысив цену в 12 раз.

Вероятно, тот же "ЛУКОЙЛ" выиграет аукцион 28 октября: из шести предложенных участков (все с извлекаемыми запасами) не сняты с торгов только два, которые граничат с его промыслами. Остальные, по нашему мнению, представляют интерес для "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-BP, но, видимо, не входят сегодня в число их приоритетов.

Достали из загашника

Участки, которые предлагались в Югре в октябре — это переходящие лоты, они фигурировали в программах лицензирования 2007-08 годов. В сентябре — начале октября Роснедра объявили аукционы сразу по 44 участкам в 16 регионах России. 12 аукционов должно пройти в Югре. Интересны они, прежде всего, тем, что абсолютное большинство выставленных на торги участков ранее недропользователям не предлагались, хотя все они включают открытые месторождения, причем с серьезными извлекаемыми запасами промышленных категорий — в сумме почти 170 млн тонн.

Большая часть участков расположена в "подбрюшье" Среднего Приобья. Они могут быть интересны "Роснефти" (для "Юганскнефтегаза"), "Славнефти", "Сургутнефтегазу" и ТНК-BP (Ай-Яунский и Густореченский участки примыкают с севера к территории Уватского проекта). Да и участки в других районах ХМАО могут заинтересовать сразу несколько ВИНК, например: Онтохский — ТНК-BP и "ЛУКОЙЛ", Южно-Амнинский — "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз", Малоюганский — "Славнефть" и "Газпром нефть". Правда, скорее всего, холдинги договорятся между собой, ведь стартовые цены на такие запасы "кусаются".

Но главное — что привлекательные месторождения наконец достали из "сундука". Очевидно, в расчете на интерес крупных компаний. Возможно, в результате непосредственной с ними договоренности. Мы вам запасы, вы нам — деньги и добычу. Вот он — прагматизм кризисного лицензирования.

"