Posted 5 августа 2015,, 07:15

Published 5 августа 2015,, 07:15

Modified 20 августа 2022,, 19:30

Updated 20 августа 2022,, 19:30

Казанские ученые разработали топливные биомаркеры

5 августа 2015, 07:15
Сотрудники кафедры микробиологии КФУ предлагают использовать в качестве топливных маркеров пигменты микроорганизмов.

Как известно, создание способов идентификации отдельных видов топлива является необходимым условием защиты нефтепродуктов от фальсификации. Кроме того, использование маркеров для контроля качества нефтепродуктов относится к так называемым "зеленым" технологиям – качественное топливо в процессе сгорания выделяет в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, нежели поддельное.СообщаетНефть России

На сегодняшний день для этой цели преимущественно применяются химически синтезированные импортные маркеры. Отечественных разработок на рынке практически нет: известен лишь один биомаркер, который был создан на основе внутриклеточного пигмента бактерий Serratia marcescens. К слову, он также был разработан сотрудниками кафедры микробиологии Казанского университета в начале 2000-х гг. Однако чтобы защита нефтепродуктов от подделок была более надежной, необходимо внедрять в них несколько маркеров одновременно, поэтому работа в этом направлении продолжается.

"Нам удалось доказать, что пигменты актинобактерий рода Agreia также соответствуют основным требованиям, предъявляемым к биомаркерам, – рассказал исполнитель проекта, аспирант кафедры микробиологии КФУ Илья Васильев. – В ходе проведения экспериментов была определена концентрация вещества, при которой маркер будет обнаруживаться в топливе, и выявлено наличие у бензина, маркированного пигментами актинобактерий, спектров поглощения, позволяющих судить о качестве нефтепродуктов".

Род актинобактерий Agreia был открыт сравнительно недавно. Он включает в себя всего два вида микроорганизмов: A. bicolorata и A. pratensis. Первый из упомянутых видов выделен из патологических образований на растениях, появившихся под воздействием круглых червей, второй также был выделен из растительного материала.

Важно отметить, что у натуральных маркеров есть неоспоримые преимущества по сравнению с химически синтезированными. Прежде всего, к ним относится сниженный риск быстрой фальсификации самих маркеров. Кроме того, они способны разлагаться в природных условиях под действием микроорганизмов до безвредных соединений.

На данный момент исследователи не только провели скрининг штаммов микроорганизмов рода Agreia для отбора перспективных маркеров нефтепродуктов и определили наиболее благоприятные условия для культивирования микроорганизмов, но и разработали протокол использования пигментов микроорганизмов для маркировки топлива и последующей его идентификации.

К слову, в приобретении и применении разрабатываемых биомаркеров заинтересованы такие компании, как ОАО "ТАИФ" и Addax Petroleum Plc (Нигерия).

"