Posted 5 августа 2009,, 05:16

Published 5 августа 2009,, 05:16

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

МИД Туркмении осудил "односторонние действия Азербайджана на Каспии

5 августа 2009, 05:16
МИД Туркмении опубликовал в туркменском офизиозе "Нейтральный Туркменистан" текст "Пространство формирования новой архитектуры взаимодействия государств региона", в котором, в частности, говорится: "Каспийский регион входит сегодня в разряд важнейших геополитических и геоэкономических центров на евразийском пространстве, выступая важнейшим энергетическим, транспортным и коммуникационным узлом.

МИД Туркмении опубликовал в туркменском офизиозе "Нейтральный Туркменистан" текст "Пространство формирования новой архитектуры взаимодействия государств региона", в котором, в частности, говорится:

"Каспийский регион входит сегодня в разряд важнейших геополитических и геоэкономических центров на евразийском пространстве, выступая важнейшим энергетическим, транспортным и коммуникационным узлом. Тем значимее видится налаживание здесь полноценного международного сотрудничества, основанного на четких международно-правовых нормах, равноправии и взаимном учете интересов всех прикаспийских государств... Как известно, в октябре 2007 года в Тегеране состоялся второй саммит глав прикаспийских государств. Учитывая значительную степень согласованности проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, Туркменистан поддержал прозвучавшие в Тегеране предложения о более пристальном внимании к параллельной работе над проектами других пятисторонних соглашений: в области судоходства, рыболовства, рационального использования биоресурсов Каспия и некоторых других.

Здесь необходимо подчеркнуть, что одним из важных аспектов в совместной деятельности Туркменистана с другими государствами региона Каспийского моря является охрана морской окружающей среды. Актуальность проблемы сохранения экосистемы Каспия как уникального природного комплекса мирового значения предопределила позицию Туркменистана о необходимости консолидировать усилия стран в этом направлении. Еще в 1995 году Туркменистан поддержал совместное обращение ПРООН, Всемирного банка и ЮНЕП к правительствам прикаспийских государств с предложением о сотрудничестве по экологической проблематике, тесно связанной с социальным и экономическим развитием региона...

При этом позиция Туркменистана основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и заключается в следующем.

Во-первых, разграничение дна и недр Каспийского моря должно осуществляться на основе соглашений, заключаемых между государствами, имеющими смежные или противолежащие берега. Такой подход ясно вытекает из Конвенции о континентальном шельфе, принятой в 1958 году в Женеве, пункт 1 статьи 6 которой гласит: "Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух и более государств, берега которых расположены один против другого, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, границей служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств".

Исходя из этого, Туркменистан считал и считает неприемлемым осуществление каких-либо односторонних действий на Каспии без заключения соглашений между соответствующими прикаспийскими государствами, определяющих их юрисдикцию в отношении конкретных участков морского дна. Это в полной мере относится и к проведению нефтяных работ на месторождениях, расположенных в Каспийском море (их ведеет Азербайджан).

Во-вторых, делимитация дна и недр Каспия должна осуществляться на основе срединной линии. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в международном праве существует общепризнанная методика построения такой линии, основанная на принципе равного удаления ее точек от базовых береговых исходных линий. При этом, как показывает мировая практика, срединная линия определяется с учетом так называемых "особых обстоятельств", которые связаны с крайне неординарной географической конфигурацией берегов (резко выступающие в море участки суши либо острова, не связанные исторически с сушей). Именно "особые обстоятельства" негативно влияют на реализацию принципа справедливости при разграничении морских границ, который закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В частности, пункт 1 статьи 74 Конвенции гласит: "Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими и смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного суда, в целях достижения справедливого решения". Аналогичное положение закреплено в п.1 статьи 83 Конвенции о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими и смежными побережьями.

Туркменистан твердо придерживается изложенной выше позиции при проведении переговоров по вопросам разграничения дна Каспия с соседними государствами. В частности, такой подход используется и на встречах туркменских экспертов со своими азербайджанскими коллегами. Его основной смысл состоит в том, что разграничение дна и недр Каспия между Туркменистаном и Азербайджаном должно осуществляться без учета влияния полуострова Апшерон и острова Жилой, которые являются "особыми обстоятельствами" по международному морскому праву и, соответственно, не должны приниматься во внимание при проведении срединной линии...

Однако переговорный процесс имеет свои определенные возможности, в том числе и временные параметры. В этих условиях весьма правильным видится обращение в международные арбитражные инстанции, которое является способом правового и цивилизованного разрешения спорных ситуаций между странами. Как известно, в этих целях на заседании кабинета министров Туркменистана 24 июля 2009 года президент Туркменистана дал соответствующее поручение министерству иностранных дел Туркменистана о привлечении авторитетных международных экспертов и высококвалифицированных юристов для подготовки всех необходимых документов в Международный арбитражный суд. При этом глава государства подчеркнул, что "Туркменистан не претендует ни на чью территорию, а всегда был и остается сторонником справедливого территориального раздела уникального водоема, согласования интересов всех прикаспийских государств на основе общепризнанных норм международного права и мирового опыта определения морских границ"..."

Об этом сообщает Regnum.

"