Posted 5 июля 2011,, 06:43

Published 5 июля 2011,, 06:43

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Баррель не спасет

5 июля 2011, 06:43
Минфин определил предельный уровень дефицита бюджета на следующий год РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Елена Кукол Разница между доходами и расходами казны в следующем году должна составить не более 3 процентов ВВП, считает минфин. Именно на этом собирается настаивать министерство, предлагая проект закона о федеральном бюджете на 2012 год, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Минфин определил предельный уровень дефицита бюджета на следующий год

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Елена Кукол

Разница между доходами и расходами казны в следующем году должна составить не более 3 процентов ВВП, считает минфин. Именно на этом собирается настаивать министерство, предлагая проект закона о федеральном бюджете на 2012 год, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Правда, удержаться в этих рамках становится все сложнее, признал министр.

Заявления главы минфина свидетельствуют, что давление по увеличению расходов продолжается, поясняют эксперты. Раньше Кудрин говорил, что при верстке бюджета-2012 минфин будет закладывать цену нефти в 93 доллара за баррель. Трехпроцентный дефицит при таких высоких ценах на нефть - это много, считает руководитель Экономической экспертной группы, зампредседателя Общественного совета при минфине Евсей Гурвич. Надо стремиться к тому, чтобы бюджет был сбалансированным хотя бы при стоимости нефти в 90 долларов за баррель.

Если предположить, что весь дефицит будет покрываться за счет заимствований на внутреннем рынке, в 2012 году для этого понадобится привлечь 1,7 триллиона рублей, рассчитал эксперт. В два последующих года при трехпроцентном дефиците для его покрытия потребуется привлечь уже 1,9 и 2,1 триллиона рублей соответственно. Это ресурсы, которые могли бы пойти на инвестиции, объясняет Гурвич. И хотя частично источником для прикрытия "дыры" в бюджете могут стать планируемые доходы от приватизации, экономика все равно недополучит значительные средства.

А стоимость заимствований для бизнеса из-за конкуренции с государством вырастет, прогнозирует собеседник "Российской газеты".

В этом году, кстати, "дыра" в казне, по расчетам минфина, может оказаться в два раза меньше, чем в следующем, примерно 1,4 процента ВВП. Правда, такие расчеты делались при цене нефти 105 долларов за баррель, а при верстке бюджета минфин исходил из 75 долларов за "бочку". Однако когда минфин рассчитывал проект бюджета на 2011-2013 годы в прошлом году, дефицит удавалось удержать при более скромных ценах на нефть. Планировалось, что при стоимости нефти 78 долларов за баррель дефицит в 2012 году составит 3,1 процента ВВП, в 2013-м при стоимости нефти 79 долларов за баррель он должен был бы снизиться до 2,9 процента ВВП, напоминает Гурвич.

Теперь получается, что баррель дорожает, а "дыра" в казне почти не сокращается. Для того чтобы бюджет был сбалансированным, цена на нефть должна быть не ниже 115-120 долларов за баррель. Доходы от нефтегазового сектора из-за стабилизации добычи и укрепления рубля в ближайшие годы расти не будут, объясняет Гурвич.

На доходной части скажется и снижение ставок страховых взносов в социальные фонды: с нынешних 34 до 30 процентов - для всего бизнеса и до 24 процентов - для малого неторгового бизнеса, уточняет Андрей Чернявский из Центра развития Научно-исследовательского университета - Высшая школа экономики. По словам Кудрина, при этом минфин будет предлагать облагать зарплаты выше 512 тысяч рублей годовых по ставке 10 процентов. Однако даже при этом объем выпадающих доходов составит примерно 400 миллиардов рублей, говорит Чернявский. На эту сумму будет увеличиваться дефицит бюджета.

А вот расходы, судя по всему, не уменьшатся. Отсюда и хронический дефицит, объясняет Гурвич. По каким именно направлениям вырастут затраты, пока сказать сложно - проект бюджета только обсуждается, детали неизвестны. В следующем году будет значительно повышено денежное довольствие военнослужащих, что, по предварительным подсчетам, увеличит расходы примерно на один процент ВВП. В последующие годы должна начаться реализация госпрограммы вооружения, напоминает Гурвич. В течение 10 лет на нее планируется выделить 20 триллионов рублей. По расчетам экспертной группы по бюджетной политике, работающей над обновлением Стратегии-2020, она увеличит бюджетные расходы на 2-2,5 процента ВВП. Правда, такими темпами расходы будут расти, когда госпрограмма выйдет на "полную мощность", уточняет Гурвич. Раньше предполагалось, что расходы сократятся с 21,2 процента ВВП в 2011 году, до 20,1 процента - в 2012 году, и 19,7 процента - в 2013 году, напоминает Гурвич. Но, видимо, снижать их такими темпами не получится, полагает эксперт. При таком раскладе вряд ли получится, как планировалось, выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году, сомневается Гурвич. В самом лучшем случае достичь этого можно будет только к 2016 году.

Ничего трагичного в трехпроцентном дефиците бюджета нет, считает Чернявский. Но желательно удержаться в этих рамках, потому что иначе возрастет риск увеличения госдолга. По критериям Международного валютного фонда, для развивающихся стран этот показатель считается опасным, если он превышает 40 процентов от ВВП. Пока в России он находится на отметке 11 процентов ВВП. Но, если дефицит долгое время будет находиться на уровне 3 процентов, госдолг станет расти. Дополнительные риски создает зависимость от нефтяных цен. Надо искать золотую середину между необходимостью решать социально-экономические задачи и поддерживать макроэкономическую стабильность, говорит Чернявский. При этом особенно осторожно следует подходить к увеличению социальных расходов - они принимаются навсегда, предупреждает эксперт.

Надо оптимизировать уже принятые расходы, рекомендует Гурвич. Есть программа повышения эффективности расходов, напоминает он. Все расходы будут "перепаковываться" и расписываться по 42 госпрограммам. Это хороший повод еще раз посмотреть, как тратятся деньги, создать стимулы для экономии средств у бюджетополучателей.

"