Posted 5 июня 2003,, 08:43

Published 5 июня 2003,, 08:43

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Анкара не может закрыть Босфор – Виктор Калюжный

5 июня 2003, 08:43
"Анкара может закрыть трубопровод, но не Босфор, который является естественным морским проливом", - заявил заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный, комментируя стремление Турции ужесточить правила прохождения судов по этому проливу из-за опасения экологической катастрофы. В то же время российский дипломат отметил, что Россия поддерживает усилия Турции в деле обеспечения безопасности прохода судов через Босфор.

"Анкара может закрыть трубопровод, но не Босфор, который является естественным морским проливом", - заявил заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный, комментируя стремление Турции ужесточить правила прохождения судов по этому проливу из-за опасения экологической катастрофы.

В то же время российский дипломат отметил, что Россия поддерживает усилия Турции в деле обеспечения безопасности прохода судов через Босфор. Российские и турецкие представители, сказал он, регулярно обсуждают вопросы обеспечения безопасности прохода через пролив морских судов, особенно, груженных нефтью, газом и другими опасными веществами. Не секрет, что причиной инцидентов часто являются маленькие суда, проходящие через Босфор. Тем не менее, никто на данный момент не думает о планах строительства обходного пути для морских проливов, поскольку подобные вещи требуют времени.

Официальная Анкара неоднократно заявляла, что нагрузка на Босфор и Дарданеллы на пределе. Их физические особенности не позволяют перевозить "черное золото" в растущих объемах". В связи с увеличением риска экологической катастрофы в регионе Турция неоднократно ужесточала правила судоходства через Черноморские проливы.

За последние 300 лет между Россией и Турцией были заключены многочисленные двухсторонние договоры и соглашения, касающиеся прохода иностранных военных и торговых судов через Босфор и Дарданеллы. И только в 1936 г. в Монтре была впервые принята международная конвенция о режиме Черноморских проливов. Ее подписали СССР, Англия, Франция, Болгария, Греция, Япония и Турция, а после некоторых колебаний свою подпись поставил представитель Муссолини. Впервые этим документом был узаконен свободный проход торговых судов всех стран по проливам. Однако в 1994 г. Турция в одностороннем порядке ввела новые правила прохода через Черноморские проливы.

Суть нововведений заключалась в многочисленных ограничениях на проход через Босфор кораблей длиной свыше 200 м. К примеру, такие суда получили право курсировать у берегов Турции лишь в светлое время суток, а также непременно с турецким лоцманом на борту. Кроме того, теперь танкеры, перевозящие нефть через проливы, обязательно должны иметь двойную обшивку. Почему это ударило по интересам России? Потому что большинство судов подобных размеров, плавающих в тех местах, - либо военные корабли Черноморского флота, либо российские танкеры, везущие российскую нефть из Новороссийска. По неполным подсчетам, Россия с середины 90-х годов ХХ века из-за ужесточения порядка прохождения проливов потеряла около $0,5 млрд.

Специалисты из департамента по морским вопросам Турции считают, что с началом перевозки каспийской нефти через Босфор, Дарданеллы и Мраморное море ее объем в год составит около 120 млн тонн. По их мнению, турецкие проливы "могут не выдержать такую нагрузку, и, в конце концов, в результате какой-нибудь аварии произойдет колоссальная экологическая катастрофа".

"Риск возникновения в зоне черноморских проливов техногенных катастроф в 43 раза выше, чем стихийных бедствий. Взрыв в Босфоре на танкере, перевозящем нефть или газ, будет сродни ядерному", - предупреждает департамент по морским вопросам Турции.

В специальном докладе, подготовленном этим ведомством, указывалось, что транспортная нагрузка на 325-км проливную зону, включающую Босфор, Дарданеллы и Мраморное море, находится на пределе. Только через Босфор, являющийся одним из самых узких и трудных для судоходства проливов в мире, ежедневно следуют в среднем 135 судов, из которых 17 - танкеры.

В целом в год через Босфор, разделяющий 12-млн Стамбул на европейскую и азиатскую части, проходят около 50 тыс. судов, в том числе 5 тыс. нефтеналивных танкеров. Объем перевозимой нефти составляет около 70 млн тонн.

Как свидетельствует официальная турецкая статистика, в течение 50 лет в зоне черноморских проливов произошло более 500 аварий, 40 из них отнесены к разряду крупных, сообщает Media-Press.

"