Posted 5 апреля 2011,, 06:30

Published 5 апреля 2011,, 06:30

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Бензин готовится к посевной

5 апреля 2011, 06:30
Цена Аи-95 превысит 30 рублей за литр, если не провести госреформу рынка топлива РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Теймур Абдуллаев, Михаил Чкаников В начале апреля на российском оптовом рынке топлива опять начался рост цен на высокооктановый бензин. Аи-92 и Аи-95 выросли на 2,4 и 0,7 процента соответственно. На мелкооптовом рынке бензин марки Аи-92 тоже стал дороже на 24 рубля, и его продают уже по 27 588 рублей за тонну.

Цена Аи-95 превысит 30 рублей за литр, если не провести госреформу рынка топлива

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Теймур Абдуллаев, Михаил Чкаников

В начале апреля на российском оптовом рынке топлива опять начался рост цен на высокооктановый бензин.

Аи-92 и Аи-95 выросли на 2,4 и 0,7 процента соответственно. На мелкооптовом рынке бензин марки Аи-92 тоже стал дороже на 24 рубля, и его продают уже по 27 588 рублей за тонну. Летнее же дизтопливо теперь стоит 23 703 рубля за тонну, а еще неделю назад оно было на 286 рублей дешевле. Через месяц-два подтянется и розница. И этот рост может продолжиться, если государство в кратчайшие сроки не возьмет ситуацию под свой контроль.

Такое мнение высказывают большинство аналитиков рынка. По прогнозам специалистов, без серьезных реформ в скором будущем дешевого бензина потребители вообще не увидят. И это повлияет на рост цен на большинство российских товаров, прежде всего на продовольствие. И даже несмотря на то, что аграрии-растениеводы на время весенних полевых работ получили уникальный дисконт - скидку 10 процентов, но не от текущей рыночной цены, а от сложившейся в регионе на 1 ноября 2010 года. Неделю назад реальная скидка в среднем составляла 25-35 процентов.

Это, однако, не означает, что Россия может чувствовать себя полностью защищенной от продовольственной инфляции. Во-первых, "льготного" топлива часто не хватает. И приходится приобретать горючее на рынке. Во-вторых, у животноводов с ростом цен на топливо растут расходы, например, на доставку кормов. И, наконец, готовые продукты нужно транспортировать в магазины.

Основная топливная проблема в России в том, что сегодня стоимость топлива на внутреннем рынке жестко зависит от мировых цен на нефть, которые продолжают расти, пояснила "РГ" председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты Наталья Шуляр. "Конечно, это выгодно экспортерам. Но высокие налоги на внутреннем рынке приводят к еще большему росту нефтепродуктов", - говорит эксперт. При этом и производитель, и потребитель не защищены от корреляции нефти, что мешает выстраивать инвестиционную стратегию на долгосрочную перспективу.

По словам Шуляр, нужно произвести несколько кардинальных преобразований. Во-первых, и это отдельная тема для обсуждения, России нужно более жестко отстаивать свои интересы на мировом нефтяном рынке, участвовать в ценообразовании. Во-вторых, на внутреннем рынке можно было бы отказаться от привязки к мировой цене нефти в налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). "Скажем, если для аграриев были сделаны льготы на покупку топлива, как нефтяники будут эту льготу для себя возмещать? Только за счет кармана других потребителей. Другого пути нет", - предполагает специалист. При этом, по ее мнению, государство должно разработать более эффективную систему регулирования, а не просто искусственно сдерживать цены. "Если бы Федеральная антимонопольная служба не сдерживала бы цены, то Аи-95 уже сейчас стоил бы за 30 рублей", - уточнила Наталья Шуляр. То есть бизнес рано или поздно свое возьмет. И добавила, что эти и другие острые проблемы отрасли будут рассмотрены 7 апреля на Всероссийском форуме по вопросам топливной политики в стенах Торгово-промышленной палаты.

"