Posted 5 февраля 2010,, 13:58

Published 5 февраля 2010,, 13:58

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

В правительство направлены рекомендации по обеспечению нормативно-правового и технологического обращения с отходами производства и потребления

5 февраля 2010, 13:58
В Совете Федерации 25 декабря 2009 г. состоялись парламентские слушания на тему "Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления", по итогам которых были приняты Рекомендации Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ по разработке и законодательному закреплению мер, направленных на решение обозначенной проблемы.

В Совете Федерации 25 декабря 2009 г. состоялись парламентские слушания на тему "Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления", по итогам которых были приняты Рекомендации Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ по разработке и законодательному закреплению мер, направленных на решение обозначенной проблемы. Об этом OilCapital.ru сообщили в Комитете Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

В слушаниях приняли участие члены Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитетов Совета Федерации по промышленной политике; по вопросам местного самоуправления, Комиссий Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству; по вопросам развития институтов гражданского общества; по национальной морской политике.

Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации, участники парламентских слушаний отметили, что в настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности Российской Федерации. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, в охранных зонах магистральных трубопроводов, в санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения.

Как отмечают эксперты, в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. т. отходов. При этом средний уровень утилизации отходов производства составляет около 30%; из отходов потребления извлекается в виде вторичного сырья только 2% от общего объема, остальные 98% загрязняют окружающую среду.

Участниками слушаний было отмечено, что вопросы использования отходов по существу выпали из сферы централизованного государственного управления. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием в Российской Федерации экономически эффективных нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с отходами.

Законодатели подчеркивают, что Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат, существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, отсутствуют разграничения в регулировании обращения с отходами по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды и др. Закон содержит неопределенные требования к хозяйствующим субъектам малого и среднего бизнеса, а также положения, устанавливающие для правоприменителя (администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду) возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Все это в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" создает условия для проявления коррупции.

По мнению выступающих, существующая законодательная база не позволяет стимулировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. В структуре ценообразования в электроэнергетике не учтена специфика оборудования, применяемого на большинстве отходоперерабатывающих предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами меры часто не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами производства и потребления. В ряде субъектов Российской Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке вообще не ставятся.

По мнению законодателей, крайне важной является необходимость определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области. Ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти законодательно разделены неудовлетворительно.

Положение усугубляется отсутствием законодательно закрепленных экономических механизмов охраны окружающей среды, считают парламентарии. До настоящего времени не приняты законы "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "Об обязательном экологическом страховании". Недостаточно эффективно используется право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на осуществление общественного экологического контроля.

Для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления необходимо разработать новую редакцию Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на примере Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новая редакция), принятого МПА СНГ, положения которого гармонизированы с директивами ЕС и нормативными документами ОЭСР.

В целях решения проблем нормативного правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления, создания экономически эффективных институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, совершенствования управления отходами в Российской Федерации, сокращения образования отходов, развития малоотходных технологий, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, усиления контроля за выполнением природоохранного законодательства в области обращения с отходами, участники парламентских слушаний выработали и направили в федеральные исполнительные и законодательные органы власти пакет рекомендаций.

В частности, Федеральному Собранию РФ предлагается координировать в установленном порядке разработку новой редакции Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на примере Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) для государств-участников СНГ, а также провести мониторинг законодательства в области обращения с отходами производства и потребления с целью гармонизации с нормами международного права. Правительству Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, к компетенции которого отнести управление в области обращения с отходами и разработать государственную стратегию управления отходами производства и потребления. Также были разработаны рекомендации для целого ряда министерств Правительства РФ, включая Министерство природных ресурсов и экологии; обороны; экономического развития и торговли; финансов, иностранных дел; здравоохранения и социального развития; сельского хозяйства; Министерство транспорта; образования и науки.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить экономическое стимулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, используя платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажу прав (разрешений) на допускаемые загрязнения, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, создание рынка экологических услуг и т.д.

Также, авторами документа были разработаны рекомендации для ряда Федеральных служб, таких как: Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; таможенная служба; служба по техническому регулированию и метрологии; Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.

"