Posted 4 декабря 2003,, 14:56

Published 4 декабря 2003,, 14:56

Modified 16 августа 2022,, 21:43

Updated 16 августа 2022,, 21:43

России неожиданно оказался невыгоден Киотский протокол

4 декабря 2003, 14:56
Россия не будет ратифицировать Киотский протокол в его нынешнем виде, об этом в последнее время четко заявляет российское руководство. В четверг на пресс-конференции советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что Киотский протокол накладывает "практически непреодолимые ограничения на темпы экономического роста" стран-участников.

Россия не будет ратифицировать Киотский протокол в его нынешнем виде, об этом в последнее время четко заявляет российское руководство. В четверг на пресс-конференции советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что Киотский протокол накладывает "практически непреодолимые ограничения на темпы экономического роста" стран-участников. На прошлой неделе советник утверждал, что ратификация Россией протокола "негативно скажется на реализации стратегической задачи по удвоению ВВП, и приведет страну к бедности и отсталости в плане технического развития".

Оставим без комментариев задачу "удвоения ВВП", а также "бедность" как аргумент предвыборной горячки. Что же касается "технической отсталости", то Киотский протокол предусматривает как раз стимулы и механизм привлечения инвестиций для реализации проектов по преодолению этой самой отсталости. В частности, в плане технического и технологического обновления электроэнергетики, повсеместного энергосбережения и формирования энергоэффективной экономики. Как известно, в России в стоимости единицы произведенной продукции уровень энергозатрат - один из наиболее высоких в мире, что снижает конкурентоспособность российской продукции. В свою очередь, низкий уровень внутренних цен на энергоносители, отчасти нивелирующий сегодня этот эффект, не вечен и не может дать российским производителям необходимый запас прочности. Поэтому, если в экономической политике России основная ставка делается на длительное сохранение низких цен на энергоресурсы - это тупиковый путь.

Далее - о возможных причинах неожиданного поворота в позиции России по Киотскому протоколу. Напомним, что еще полгода-год назад стройный хор голосов российских чиновников и политиков рассказывал, какие выгоды Киотский протокол принесет конкретно России, не говоря уже о масштабах планеты.

Как считает директор Института консалтинга экологических проектов Наталья Давыдова, скорее всего, изменение российской позиции по Киото связано с ходом переговоров по вступлению России в ВТО. Как известно, после отказа США подписать Киотский протокол, судьба проекта зависит от его ратификации Россией, что должно обеспечить необходимую для введения протокола в действие сумму объемов парниковых выбросов. В этой ситуации, считает она, протокол стал "разменной монетой" в споре по ряду вопросов, по которым Россия, ВТО и страны ЕС не могут найти консенсуса, в том числе по энергетическому пакету требований Евросоюза, включающему повышение внутренних цен на энергоносители.

Многие аналитики склонны рассматривать отказ России ратифицировать Киотский протокол как уступку США, которые отказались от участия в нем в большой степени под давлением администрации Буша, тесно связанной с нефтяным лобби. Вместе с тем, отмечает Н.Давыдова, есть все предпосылки, что США в любой момент могут изменить свою позицию, так как, если не учитывать влияние администрации, в самом сенате нет никакого превалирования противников Киотского протокола над его сторонниками. Более того, в США, как и в других странах (к примеру, Великобритании), уже реально действуют локальные рынки парниковых квот - на корпоративном уровне и в масштабе отдельных штатов (см. "Нефтяники на углеродном рынке", "НиК" №2/2003).

Что касается России с ее природно-территориальными и социально-экономическими особенностями, расчеты показывают, что у страны в целом и у большинства компаний в отдельности (включая главного парникового "загрязнителя" РАО "ЕЭС России") в случае ратификации Киотского протокола еще долгие десятилетия будут значительные излишки квот на выбросы, которыми они могли бы распоряжаться. Например, продавать или привлекать в обмен на них инвестиции в энергосберегающие и прочие проекты (см. "Киото открывает бизнес", "НиК" №2/2003).

Другое дело, что для получения такой возможности России предстоит весьма кропотливая работа по построению сложного механизма рынка парниковых квот, включая законодательное обеспечение. И с учетом того, что прямая финансовая выгода от этого рынка не представляется слишком внушительной, Киотский протокол легко "пал жертвой" трудного переговорного процесса по ВТО или иных внешнеполитических коллизий.

Но есть и приятная новость - если причина охлаждения России к Киотскому протоколу чисто политическая, то остаются шансы, что оно может и потеплеть.

OilCapital.ru

"