Posted 4 августа 2015,, 09:01

Published 4 августа 2015,, 09:01

Modified 20 августа 2022,, 19:30

Updated 20 августа 2022,, 19:30

Налоговая реформа: обсуждение продолжается

4 августа 2015, 09:01
Как сообщает газета«Ведомости», на прошлой неделезамминистра финансов Сергей Шаталовпровел совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД). Министерство хочет взять реванш, считают участники встречи со стороны компаний: подготовить альтернативу другому законопроекту – о налоге на финансовый результат (НФР), отмечает издание.
Сюжет
Налоги

Как сообщает газета «Ведомости», на прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов провел совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД). Министерство хочет взять реванш, считают участники встречи со стороны компаний: подготовить альтернативу другому законопроекту – о налоге на финансовый результат (НФР), отмечает издание.

Данный проект закона был в 2014 г. внесен в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом при активном участии Минэнерго, а в июне глава правительства Дмитрий Медведев вопреки позиции Минфина поддержал эксперимент для пилотных месторождений. Однако, по словам чиновников и сотрудников компаний, Минфин собирается не дорабатывать проект об НФР, а заменить на более устраивающую его систему НДД. Благодаря этому Минфин может вернуть контроль над реформой и выиграть время — раньше 2016 г. проект об НДД не удастся разработать и принять, вступит в силу он только с 2017 г., отмечает чиновник. Реформа масштабная, ее надо внимательно проработать, а проект об НФР, как считает министерство, — несистемное решение.

Обязательное условие Минфина – сохранить при реформе хотя бы небольшой НДПИ, рассказывают участники совещания, чтобы хоть как-то захеджировать бюджетные риски. По расчетам Минэнерго, в первый год эксперимента налоговые доходы от 10 из 16 отобранных пилотных проектов («Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза») снизятся, но за три года и в дальнейшем будут расти (см. график). Отмена НДПИ осложняется налоговым маневром, объясняет директор Vygon Consulting Григорий Выгон: он может быть продолжен, экспортные пошлины еще более снизятся, но ставку НДПИ после реформы поднять не получится. А ставка НФР в проекте ХМАО и без того очень высока (60%).

НДПИ — это прямой федеральный налог для недропользователей. Он рассчитывается исходя из стоимости добытых полезных ископаемых. В результате налогового маневра в нефтяной отрасли ставка по этому налогу будет увеличиваться в течение трех лет. В прошлом году премьер Дмитрий Медведев предложил заменить НДПИ на налог, учитывающий доходы нефтяных компаний. Пока обсуждаются два способа налогообложения — налог на добавленный доход и налог на финансовый результат. Первый предусматривает взимание средств с выручки компаний с вычетом затрат на добычу, а также на разработку месторождений. Ставка налога плавающая, поэтому при повышении рентабельности месторождения нагрузка будет расти. Налогом на финрезультат облагается разница между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу. Для компаний списываются только текущие капиталовложения. Таким образом, сумма выплат напрямую зависит от объемов извлекаемого сырья на конкретном месторождении в определенный период.

«Проекта Минфина пока нет, поэтому мы склоняемся к проекту Минэнерго, он проработан, уже отобраны проекты», – переживает сотрудник нефтяной компании. У компаний есть синица в руках и журавль в небе: НФР – для части проектов и НДД – для всей отрасли, но все понимают, что рассчитывать на эту синицу особо не стоит, отмечает другой нефтяник: сопротивление Минфина слишком велико, а законопроект об НФР еще не обсуждался с президентом. Помощник президента Андрей Белоусов видит риски в реформе, Государственно-правовое управление администрации президента может заблокировать законопроект в Госдуме, отмечают два чиновника, близких к Кремлю.

Минэнерго уже запланировало провести эксперимент по введению налога на финрезультат для ряда компаний. Для этого уже отобраны 16 пилотных проектов. Сбор будет взиматься с действующих месторождений. В ведомстве также считают, что НДД должен применяться только к новым проектам. В Минфине предлагают обратное. На первых этапах возможно параллельное существование и НФР, и НДД, считает независимый эксперт Дмитрий Лютягин, цитирует «Коммерсант».

«Налог на финансовый результат покажет результаты увеличения объема добычи. Действие этого налога позволит более серьезно осуществлять инвестиции в новые месторождения. Данная программа уже согласована и, по большому счету, может начать действовать уже в этом году. Проект Минфина — это все-таки проект двух-трех лет. Как раз налог на добавленный доход может начать действовать для новых месторождений, постепенно будет отрабатываться механизм того, как учитывать старые месторождения. Налог на финансовый результат может уже работать и на отрабатываемых в настоящий момент месторождениях», — рассказал Лютягин«Коммерсантъ FM».

Налог на добавленный доход — более оптимальный вариант налоговой реформы в нефтяной отрасли. Так считает управляющий директор компании Vygon Consulting Григорий Выгон.

«Минфин хочет минимизировать риски бюджетных потерь, но НФР — объективно не самый лучший вариант и для отрасли, и для государства. Основная проблема НФР заключается в том, что там фиксирована ставка. Она не в полной мере учитывает разницу в рентабельности различных месторождений. Налог на дополнительный доход более эффективен с точки зрения, с одной стороны, изъятия экономической ренты. С другой стороны, он позволяет компаниям достичь приемлемого уровня отдачи на вложенный капитал. Минфин хочет сделать один универсальный налог, который работал бы одинаково эффективно и для гринфилдов, и для браунфилдов», — пояснил Выгон «Коммерсантъ FM». СообщаетТранспорт Нефти
"