Азербайджанский эксперт о делимитации пограничных месторождений на Каспии

Азербайджанский эксперт о делимитации пограничных месторождений на Каспии
Новость

4 августа 2009, 16:25
Решения вопроса делимитации пограничных (между Туркменистаном и Азербайджаном) месторождений на Каспии путем международного арбитража скорее всего не будет, считают эксперт в Азербайджане. Как сказал глава фонда содействия развитию предпринимательства и рыночной экономики, экс-глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Сабит Багиров, этот вопрос поднимается уже на протяжении более 10 лет.

Решения вопроса делимитации пограничных (между Туркменистаном и Азербайджаном) месторождений на Каспии путем международного арбитража скорее всего не будет, считают эксперт в Азербайджане.

Как сказал глава фонда содействия развитию предпринимательства и рыночной экономики, экс-глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Сабит Багиров, этот вопрос поднимается уже на протяжении более 10 лет.

Он решается на основе переговоров между прикаспийскими странами, и, скорее всего, вынесение этого вопроса на рассмотрении международного арбитража вообще не состоится.

Как ранее сказал глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов разногласия возникают вокруг месторождений Кяпаз (в туркменской интерпретации - Сердар), а также Азери и Чираг (Осман и Омар).

Однако разработка пограничного месторождения Капяз, открытого в советское время азербайджанскими геологами, в настоящее время не осуществляется. Несмотря на это, Азербайджан неоднократно предлагал Туркменистану совместную разработку этого месторождения.

Баку уверен, что Туркменистану выгодно разрабатывать месторождение Кяпяз совместно с Азербайджаном. Прежде всего, это объясняется наличием сильной инфраструктуры по строительству и транспортировке добытых углеводородов.

В Азербайджане реализованы несколько очень крупных морских нефтегазовых проектов, включающих строительство платформ для добычи нефти и газа в море. Для строительства таких объектов в стране существуют специальные предприятия, оснащенные необходимым оборудованием и имеющие квалифицированный персонал и опыт работы. В Туркменистане такой инфраструктуры нет.

Помимо этого в Азербайджане имеется мощная транспортная инфраструктура: трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) доставляет нефть на Средиземное море. Есть трубопроводные маршруты Баку - Супса и Баку - Новороссийск, а также возможность доставки нефти по железной дороге в направлении черноморских портов Батуми и Кулеви в Грузии. Кроме того, Азербайджан располагает Южнокавказским газопроводом (Баку-Тбилиси-Эрзурум), который рассматривается как составная часть газопровода Nabucco, предполагающего доставку газа в Европу.

По данным министерства промышленности и энергетики Азербайджана, извлекаемые запасы месторождения "Кяпяз" составляют 50 млн тонн нефти. Месторождение было открыто во времена СССР азербайджанскими нефтяниками. В советские времена оно называлось "Промежуточное", так как находилось на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном.

Касаясь разработки месторождений Чираг и Азери, то эти месторождения сегодня разрабатываются консорциумом крупнейших иностранных компаний, в числе которых такие как ВР, ExxonMobil, Statoil. На блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" приходится основной объем добычи нефти в Азербайджане. Блок этих месторождений никогда не рассматривался как спорный, ни компаниями, участвующими в проекте, ни самим Азербайджаном.

Показательной может быть ситуация с контрактом на разработку месторождений "Араз-Алов-Шарг", участниками которого являются те же ВР, ExxonMobil и Statoil. После предъявления Ираном территориальных претензий этот проект был заморожен. Его реализацию связывают с решением вопроса статуса Каспия. Об этом сообщает Day.az.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter