Posted 4 июля 2011,, 07:03

Published 4 июля 2011,, 07:03

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

"Транснефть" возмущена поведением болгарских партнеров

4 июля 2011, 07:03
Компания готова построить нефтепровод в обход страны ИЗВЕСТИЯ Павел Арабов, Владислав Кузьмичев Россия опять столкнулась с проблемами на новых экспортных маршрутах. Болгария фактически отказалась от строительства нефтепровода Бургас—Александруполис. А Китай недоплачивает за поставленную ему нефть. Болгары давно пребывают в нерешительности — позволить ли строительство трубопровода, который даст возможность российской нефти обойти узкие турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

Компания готова построить нефтепровод в обход страны

Павел Арабов, Владислав Кузьмичев

Россия опять столкнулась с проблемами на новых экспортных маршрутах. Болгария фактически отказалась от строительства нефтепровода Бургас—Александруполис. А Китай недоплачивает за поставленную ему нефть.

Болгары давно пребывают в нерешительности — позволить ли строительство трубопровода, который даст возможность российской нефти обойти узкие турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Сначала они ссылались на угрозу экологии Черного моря, потом просто перестали вносить свою долю платежей в совместный с Россией и Грецией проект ("Транснефти" в нем принадлежит чуть более 33%, еще треть — "Роснефти" и "Газпром нефти", оставшаяся часть — Болгарии и Греции).

"Мы получили от Болгарии очередное уведомление. Оно на грани оскорбления нас и греков", — возмущается президент "Транснефти" Николай Токарев.

Если бы все пошло, как планировалось, то уже в этом году нефтепровод Бургас—Александруполис был бы построен. Но несколько последних лет проект пребывает в подвешенном состоянии. Все это время на российские и греческие деньги в Болгарии существует компания по строительству нефтепровода. Трубу она не укладывает, но немаленькие зарплаты менеджерам исправно платит. "Транснефть" собирается прекратить такую практику. "Если не хотите платить — верните деньги, которые на вас потрачены, — предлагает Токарев Болгарии. — Мы не можем тратить их до бесконечности". Получить комментарий оператора проекта — компании Trans-Balkan Pipeline B.V. — не удалось.

"Не дай бог кому-нибудь таких партнеров, как наши болгарские, — восклицает Токарев. — Есть и другие варианты, не проходящие через Болгарию".

Какие? Например, Россия участвует в прокладке нефтепровода из Черного в Средиземное море через территорию Турции (проект "Самсун—Джейхан"). Хотя он раза в два длиннее маршрута Бургас—Александруполис. И с ним тоже имеются проблемы. "Турецкий вариант пока также вызывает сомнения — экономика проекта слабая, с Турцией переговоры сложные, непонятны права собственности. Можно, конечно, еще предположить поставки через БТС-2 (через Балтийское море. — "Известия"), но это запасной вариант, на крайний случай", — говорит аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков. По оценке старшего аналитика ИФК "Метрополь" Сергея Вахрамеева, маршрут Самсун—Джейхан обойдется в два раза дороже болгарского трудобопровода — примерно в $2 млрд.

Между тем за тысячи километров к востоку от Болгарии у России тоже не все гладко. Китайская национальная нефтяная компания CNPC снова недоплачивает за купленную нефть. Спор возник из-за того, что в России тариф за использование нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) общий для всех и рассчитан до берега Тихого океана. Но граница с Поднебесной проходит ближе, и CNPC настаивает на том, что платить она должна за российское "черное золото" меньше — примерно на 8%.

К концу мая долг китайцев перед "Транснефтью" и "Роснефтью" набежал на несколько десятков миллионов долларов. Российские компании грозились даже обратиться за справедливостью в Лондонский арбитраж. Однако точно в день визита в Москву вице-премьера Госсовета КНР Ван Цишаня (30 мая) CNPC погасила почти весь свой долг. Впрочем, на этом дело и кончилось — с отъездом Ван Цишаня платежи снова прекратились. "Транснефть" крайне удручена состоянием дел с урегулированием китайской стороной вопросов оплаты поставок нефти, — вновь говорит Токарев. — Когда будут исчерпаны все пути урегулирования, мы будем вынуждены идти в Лондонский суд".

"