Posted 4 июня 2003,, 12:07

Published 4 июня 2003,, 12:07

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Неплохой аппетит

4 июня 2003, 12:07
Китай готов покупать всю нефть, предлагаемую Россией и Казахстаном Исследования о поэтапном строительстве нефтепровода Западный Казахстан-Китай предусмотрены в соглашении, подписанном 3 июня в рамках визита в Астану председателя КНР Ху Цзиньтао. А несколько дней назад, во время визита китайского руководителя в Россию, соглашение о поставках российской нефти в Китай подписали "ЮКОС" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC).
Сюжет
CNPC

Китай готов покупать всю нефть, предлагаемую Россией и Казахстаном

Исследования о поэтапном строительстве нефтепровода Западный Казахстан-Китай предусмотрены в соглашении, подписанном 3 июня в рамках визита в Астану председателя КНР Ху Цзиньтао. А несколько дней назад, во время визита китайского руководителя в Россию, соглашение о поставках российской нефти в Китай подписали "ЮКОС" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC).

Напомним, что нефть из России в Китай будет доставляться по нефтепроводу Ангарск-Дацин, решение о строительстве которого было принято правительством РФ весной этого года. Российско-китайским соглашением предусматривается, что первые 5 лет с момента ввода трубопровода в строй объем поставок будет составлять 20 млн тонн в год, в последующие 20 лет - 30 млн тонн. Что касается трубопровода из Казахстана в Китай, то его рентабельность будет обеспечена при прокачке не менее 20 млн тонн нефти в год. Китайская сторона готова приобретать ежегодно 50 млн тонн. Ориентировочно оба маршрута заработают в 2007 г.

Отметим, что если строительство российско-китайского нефтепровода пока только планируется, то сооружение казахстанско-китайского нефтепровода фактически уже началось с введения весной этого года первой очереди отрезка Кенкияк-Атырау. Пока этот трубопровод мощностью 6 млн твг будет прокачивать нефть в Атырау, где часть объемов будет поступать в КТК, а остальное - в нефтепровод Атырау-Самара. После достройки трубы до Китая нефть по Кенкияк-Атырау пойдет в обратном направлении (см. "Труба в Поднебесную", "НиК" №5/2003).

Несмотря на, казалось бы, неминуемое соперничество России и Казахстана в сфере поставок нефти в Китай, при детальном изучении вопроса становится понятно, что проекты не являются конкурентами. Китайский рынок уже сегодня "поглощает" огромные объемы нефти. По словам Ху Цзиньтао, в прошлом году импорт в Китай сырой нефти составил 80 млн тонн. А в ближайшие годы, учитывая высокие темпы роста китайской экономики, потребление нефти в стране будет существенно расти. Поскольку местные ресурсы ограничены, удовлетворяться спрос будет за счет импорта, в первую очередь, от своих ближайших соседей - России и Казахстана. Причем Китай "проглотит" всю предлагаемую нашими странами нефть.

Более того, нефтепровод Казахстан-Китай может принести России пользу. Его трасса пересекается с нефтепроводом Западная Сибирь-Шымкент. Мощность этой "трубы", загруженной сегодня на 15%, составляет 20 млн твг. По расчетам "Транснефти", на реанимацию этого трубопровода нужно всего $20 млн. При существующей проблеме нехватки экспортных мощностей "Транснефти" этот нефтепровод, безусловно, будет полезен российским нефтяным компаниям, работающим в Западной Сибири.

В заключение отметим, что Казахстан, обладая богатейшими ресурсами углеводородов, сегодня добывает не так много и пока не может загрузить полностью уже существующие нефтепроводы. Например, по КТК в прошлом году было поставлено на экспорт 13 млн тонн нефти при мощности в 21 млн тонн. В ближайшие годы добыча нефти в Казахстане несомненно будет расти - уже в этом году планируется использовать мощности КТК на 100%. Но в первое время работы нового нефтепровода в Китай, скорее всего, будет проблема с загрузкой, и решить ее Казахстану поможет западносибирская нефть. По информации "НиК", "КазТрансОйл" уже обратился с предложением к западносибирским нефтедобывающим компаниям участвовать в проекте строительства нефтепровода в Китай.

OilCapital.ru

"