Posted 4 мая 2007,, 06:33
Published 4 мая 2007,, 06:33
Modified 16 августа 2022,, 21:29
Updated 16 августа 2022,, 21:29
Отечественная нефтепереработка рискует не угнаться за спросом на качественный бензин
На первый план президент выдвинул только одну проблему нашего гигантского хозяйства под названием "нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль". Именно нефтепереработка, можно сказать, становится индикатором проблем.
В самом деле, экспорт - дело прибыльное, но будет очень странно, если России придется импортировать нефтепродукты. А такие прогнозы на среднесрочную перспективу уже звучат. Бездеятельность, попытка "выехать" на мощностях, созданных еще в советское время - вот благодаря чему может сбыться этот сценарий.
Парк легковых автомобилей в России растет рекордными темпами. Экологические требования к топливу - не так быстро, но тоже неумолимо. Однако нефтяные компании, за редким исключением, не спешат вкладываться в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам Федерального дорожного агентства, в 2015 году парк легковых автомобилей будет насчитывать 42 миллиона, а основным фактором роста станет трехкратное увеличение числа иномарок. Этому поспособствует введение новых технических регламентов для двигателей и новых экологических стандартов топлива. Пока, как говорит статистика, в российском автопарке преобладают автомобили, которые не соответствуют европейским нормам. Таких около 60 процентов. Лишь 30 процентов удовлетворяют нормам "Евро-2", а оставшиеся 10 процентов- нормам "Евро-3" и "Евро-4".
Согласно проекту технического регламента, с 2008 года производство отечественных автомобилей, не соответствующих европейским нормам, должно быть прекращено. Результатом будет скачок спроса на качественные высокооктановые бензины. Эксперты прогнозируют, что ежегодное потребление автомобильных бензинов в России вырастет с 27 миллионов тонн в 2005 году до 38 миллионов тонн к 2015 году. Удовлетворить этот спрос - сложнейшая задача для российских нефтеперерабатывающих заводов. А без этого, как предрекают эксперты, к 2011 году в России будет производиться в день лишь 3,2 литра бензина на автомобиль, а к 2015 году - 2,6 литра. Что это слишком мало, знают все автолюбители.
Причина такого положения дел в том, что пока интерес российских нефтяных компаний к нефтепереработке явно не самый сильный. За послесоветское время не построено ни одного НПЗ, неспешно реконструируются и действующие мощности. Износ основных фондов составляет около 80 процентов против 60-70 процентов в других отраслях топливно-энергетического комплекса. Неслучайно сообщение о планах строительства НПЗ в Свердловской области при участии региональных властей для переработки 3 миллионов тонн нефти в год вызвало пристальный интерес аналитиков. Однако это, скорее всего, не основной путь для решения проблемы возможного дефицита качественного бензина. Новый НПЗ можно построить за пять лет, на что нужно потратить 3 миллиарда долларов. В то же время модернизация в среднем обойдется в 500-600 миллионов долларов, а по времени можно уложиться в три года.
Есть и другая сторона медали. Чтобы выпускать топливо, соответствующее европейским стандартам, надо увеличить глубину переработки нефти до 90-95 процентов. А сейчас она в России всего 71 процент. Сравним: в развитых странах- 85-95 процентов. Российские НПЗ из тонны нефти получают только 140 литров бензина, в США- 450 литров.
Государство уже внедряет меры, стимулирующие бизнес. Одна из них - принятый техрегламент по экологическим требованиям к двигателям. Он ограничивает спрос на низкокачественное топливо.
Есть и решение о снятии таможенных пошлин на оборудование, позволяющее модернизировать нефтепереработку. А проект по строительству современного НПЗ в Татарстане получил, с одобрения минпромэнерго, финансирование из государственного Инвестфонда. Но все же до зримого и ощущаемого результата еще неблизко. В экономической части Послания, как нетрудно заметить, речь шла в основном о реальном секторе экономики. И среди них нефтепереработка, без сомнения, получила очень мощный стимул к преобразованиям.
ЗАПАСЫ НЕФТИ В МИРЕ
Источник: Oil and Gas Journal
газ
КТО ПОТУШИТ "ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ"?
Три четверти добываемого попутного газа сгорает в факелах и вылетает в трубу
Сергей Федоров, директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования МПР России:
- "Сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 миллиардов кубометров попутного газа в год", - говорится в Послании президента. Проблема использования попутного газа - одна из самых застарелых и трудно решаемых проблем. По нашим оценкам, из-за пренебрежительного отношения к попутному газу экономика России ежегодно теряет не менее 7 миллиардов долларов.
Реально из 60 миллиардов кубометров добытого в год попутного газа перерабатывается не более 15 миллиардов кубометров. Остальное сжигается в факелах, рассеивается в атмосфере, списывается на технологические потери. Абсолютно недопустимая расточительность.
Недавно эта проблема обсуждалась на VII международном форуме "ТЭК России" в Санкт-Петербурге. Что предлагает МПР? Необходимо, чтобы недропользователи безусловно соблюдали требования технических проектов. При проведении проверок выясняется, что у некоторых пользователей недр технические проекты либо устаревшие, либо вообще отсутствуют. Случается также, что условия пользования недрами, закрепленные в лицензии, и нормы технического проекта вступают между собой в прямое противоречие. Между тем действующий Закон "О недрах" лишь в самом общем виде указывает на необходимость технических проектов, без какой-либо конкретизации требований к их содержанию. Поэтому мы считаем необходимым расширить соответствующую статью закона, установив требования к содержанию технических проектов, дифференцировав их в зависимости от вида пользования недрами и видов полезных ископаемых. В лицензионных соглашениях также должны содержаться требования к программам использования попутного газа.
Возможна еще одна - радикальная - мера. Во многих странах действует прямой запрет на сжигание попутного газа. Я не знаю, нужно ли вводить такой запрет у нас, но, наверное, нужно.
ТОП-10 ВЕДУЩИХ ИГРОКОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ГАЗА
Данные за 2005 год.
Источник: ВР Statistical Review of World Energy 2006
(«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА. НЕДЕЛЯ», 04.05.2007, ИГОРЬ ВЕЛЕТМИНСКИЙ)