Конференция ООН в Познани: климат важен и во время кризиса

Конференция ООН в Познани: климат важен и во время кризиса
Новость

3 декабря 2008, 10:19
В польском городе Познань открылась Конференция ООН по изменению климата, главная задача которой - прогресс в подготовке климатического соглашения, которое с 2013 года должно прийти на смену Киотскому протоколу. Каковы возможности России? Конференция ООН объединяет две встречи: Четырнадцатую конференцию 192 стран - сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), и Четвертое совещание 183 стран - участников Киотского протокола.

В польском городе Познань открылась Конференция ООН по изменению климата, главная задача которой - прогресс в подготовке климатического соглашения, которое с 2013 года должно прийти на смену Киотскому протоколу. Каковы возможности России?

Конференция ООН объединяет две встречи: Четырнадцатую конференцию 192 стран - сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), и Четвертое совещание 183 стран - участников Киотского протокола. Год назад на Бали было принято политическое решение о подготовке за два года нового международного соглашения по климату, где бы участвовали все страны мира. Соглашение должно быть принято в Копенгагене в конце 2009 г. и начать действовать с 2013 г., когда закончится срок действия Киотского протокола. Стратегическая цель нового соглашения - более чем в 2 раза снизить глобальные выбросы парниковых газов к середине XXI века. Эта цель уже была одобрена ведущими странами, включая Россию, на встрече Большой ВосьмеркиЯпонии в июле 2008 г. Теперь задача состоит в прорисовке *дорожной карты* - численных показателей объемов выбросов на каждую страну по годам - и установлении промежуточной цели по снижению выбросов на 2020 год. Глобальные выбросы пока растут, но при согласованных действиях всех стран их стабилизация может наступить через 10-15 лет, после чего начнется снижение выбросов.

На открытии конференции, говоря о финансовом и экономическом кризисе и возможностях *зеленого* и устойчивого экономического роста, исполнительный секретарь РКИК ООН Иво де Боер призвал делегатов *максимально сфокусироваться на том, как система мер по решению проблемы изменения климата может быть самофинансирующейся, и увязать климатическую политику с восстановлением экономики*.

*Нынешний финансовый кризис стал результатом недальновидной политики и игнорирования рисков. Давайте не делать такую же ошибку перед лицом еще большего риска, вызванного изменением климата, - говорит Ким Карстенсен, руководитель климатической программы WWF. - Откладывание решения проблемы и затяжки со снижением выбросов парниковых газов только усугубят ситуацию*.

Перед конференцией все ведущие страны, включая Россию, представили свои предложения, а Секретариат РКИК ООН из 700 страниц предложений подготовил 80-страничный документ - прототип переговорного текста.

Ряд стран готовы принять очень серьезные обязательства. По максимальному сценарию ЕС может в 2013-2020 гг. сократить выбросы на 22% и тем самым достичь уровня выбросов на 30% ниже, чем в 1990 г. Премьер министр Японии заявлял о готовности в 2005 - 2030 гг. сократить выбросы на 14%. Новый президент США уже заявил о его позитивном отношении к планам образования североамериканской системы торговли квотами и снижении выбросов в 2005-2020 гг. на 15%, в контексте данной идеи Канада согласна в 2006 - 2020 гг. снизить выбросы на 20%.

Только у ЕС, Норвегии и Швейцарии предварительные планы снижения выбросов *дотягивают* до рекомендованных учеными уровней (развитые страны должны

иметь уровни выбросов на 25-40% ниже, чем в 1990 г.). Однако, позитивным является значительный нисходящий тренд выбросов в планах ведущих развитых стран. Важно, чтобы их поддержали и сильнейшие развивающиеся страны. Южная Корея, ЮАР, Мексика и ряд других стран уже заявили о планах стабилизации растущих сейчас выбросов к 2020 - 2025 гг. и их последующем снижении.

Россия может принять очень громкие обязательства по уровню выбросов на 2020 год, особенно если зачесть значительное перевыполнение обязательств по Киотскому протоколу в 2008 - 2012 гг. Например, -25% от уровня 1990 г., ведь сейчас выбросы нашей страны примерно на 30% меньше, чем в 1990 г. Но для достижения стратегической цели и технологического развития страны в целом важнее другое - стабилизация выбросов, ведь с 2000 года они медленно, но неуклонно растут. Россия по ВВП на душу населения находится в одной группе с указанными выше странами *второго эшелона* и нашей стране было бы очень уместно заявить об аналогичных обязательствах.

*У России есть все возможности внести принципиально важный вклад и в выработку нового соглашения, и в снижение выбросов. Планируется к 2020 г. на 40% снизить энергоемкость нашей экономики, что значительно уменьшит выбросы. Это сложная, но посильная задача*, - считает Алексей Кокорин, руководитель программы WWF России "Климат и энергетика". - В сочетании с развитием возобновляемых источников энергии, а в будущем и созданием российского рынка квот на выбросы, совершенно реально говорить о стабилизации выбросов в 2020 - 2025 гг.*.

Конференция в Познани носит промежуточный характер между основополагающей конференцией на Бали и подведением итогов работы в декабре 2009 г. в Копенгагене. Не стоит ждать от нее каких-то громких результатов, скорее они будут техническими, видными только специалистам. Однако, конференция необходима как для предварительного согласования позиций сторон, так и для выполнения юридических формальностей ведения переговоров.

В течении двух недель в заседаниях будет участвовать почти одиннадцать тысяч человек, включая правительственные делегации из 186 стран РКИК ООН, представителей бизнеса и промышленности, природоохранных организаций и исследовательских институтов.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter