Posted 3 декабря 2003,, 11:20

Published 3 декабря 2003,, 11:20

Modified 16 августа 2022,, 21:43

Updated 16 августа 2022,, 21:43

Турция уже несколько суток из-за плохой погоды не пропускает танкеры в Босфор

3 декабря 2003, 11:20
Более 100 крупнотоннажных танкеров из различных стран, в том числе из России, несколько суток простаивают в ожидании прохода через турецкий пролив Босфор. Турецкие власти объясняют ситуацию плохой погодой в данном районе, сообщают "Ведомости". Турецкий пролив Босфор является единственным выходом для российской нефти, а также нефти других прикаспийских стран, отгружаемой через черноморские порты.
Сюжет
Танкер

Более 100 крупнотоннажных танкеров из различных стран, в том числе из России, несколько суток простаивают в ожидании прохода через турецкий пролив Босфор. Турецкие власти объясняют ситуацию плохой погодой в данном районе, сообщают "Ведомости".

Турецкий пролив Босфор является единственным выходом для российской нефти, а также нефти других прикаспийских стран, отгружаемой через черноморские порты. Напряженная ситуация, сложившаяся в последние дни с проходом танкеров через пролив, еще раз подтверждает тот факт, что все нефтедобывающие страны, имеющие выход в Черное море, заинтересованы в создании нового маршрута в обход Босфора. Эта проблема становится еще более актуальной в свете планируемого существенного увеличения объемов добычи и, следовательно, экспорта нефти из каспийского региона.

Существует несколько "обходных" проектов. В первую очередь это проекты нефтепроводов Баку-Джейхан и Бургас-Алекандруполис. Украина еще предлагает использовать для обхода нефтепровод Одесса-Броды, но это маловероятно. Во-первых, маршрут украинского нефтепровода самый длинный из имеющихся. Во-вторых, возможность того, что "труба" заработает, появится только после продления ее до польского Гданьска (в существующем варианте Одесса-Броды остается невостребованным уже более 2 лет). Польша же в свою очередь вряд ли подпишет договор о строительстве отрезка Броды-Гданьск без гарантий заполнения всего трубопровода, которые Украине никто не дает.

Азербайджан перспективы обхода Босфора связывает с реализацией проекта "Баку-Джейхан". Целесообразность строительства этого нефтепровода вызывает сомнение у многих специалистов. Основная причина такого пессимизма в том, что не оправдались прогнозы о значительных запасах нефти, сосредоточенных в азербайджанском секторе Каспия. Но "труба" уже строится и к 2006 г., видимо, будет построена. Есть вероятность того, что в Баку-Джейхан будет поступать нефть также с казахстанского шельфа Каспия.

Для России наиболее приемлемый вариант обхода Босфора - строительство нефтепровода Бургас-Александруполис из Болгарии в Грецию. Этот маршрут является наиболее коротким из возможных. О заинтересованности Казахстана в нефтепроводе Бургас-Александруполис заявил осенью президент страны Нурсултан Назарбаев. Проект представляет интерес в первую очередь для тех работающих в Казахстане компаний, которые экспортирует свою нефть по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (см. "Бургас-Александруполис - актуальность растет", "НиК" №11/2002). Уже в этом году объем транспортировки нефти по КТК составит более 20 млн тонн, а проектная мощность этого нефтепровода составляет 67 млн твг. Отметим, что России принадлежит 24%-ная доля в КТК, кроме того, пакеты акций трубопроводного консорциума есть у "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти".

Главные участники проекта "Бургас-Александруполис" - Россия, Болгария и Греция - уже достигли принципиальной договоренности о строительстве нефтепровода. Сегодня идет работа над согласованием тарифных ставок на прокачку нефти. Вполне возможно, что стать партнером консорциума будет предложено Турции. Об этом заявил руководитель представительства "ЛУКОЙЛа" в Болгарии Валентин Златев. С одной стороны, осуществление проекта позволит Анкаре решить проблему чрезмерной нагрузки на ее проливы. Но с другой стороны, нефтепровод из Болгарии в Грецию будет конкурировать с нефтепроводом из Баку в Джейхан, и это не может не тревожить Турцию. Участие этой страны в проекте "Бургас-Александруполис" снизит его коммерческий риск, поскольку в вопросе выбора нефтепровода для прокачки каспийской нефти Турция уже не будет занимать однозначную позицию в пользу Баку-Джейхана.

OilCapital.ru

"