Posted 3 сентября 2009,, 06:39

Published 3 сентября 2009,, 06:39

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Полет отличный

3 сентября 2009, 06:39
ОАО "ТАИФ-НК" приступило к производству авиатоплива Транспорт В июле компания ОАО "ТАИФ-НК" начала промышленное производство топлива для реактивных двигателей марки РТ. Этому предшествовало успешное прохождение летных испытаний и получение сертификата соответствия требованиям, предъявляемым к продуктам высшей категории.

ОАО "ТАИФ-НК" приступило к производству авиатоплива

В июле компания ОАО "ТАИФ-НК" начала промышленное производство топлива для реактивных двигателей марки РТ. Этому предшествовало успешное прохождение летных испытаний и получение сертификата соответствия требованиям, предъявляемым к продуктам высшей категории. Таким образом, топливо получило "пропуск" на российский рынок, а ОАО "ТАИФ-НК" — право на его реализацию широкому кругу потребителей в пределах страны. С этого момента на отечественном рынке авиакеросина появился новый, причем весьма амбициозный, игрок. Проектная мощность комплекса ОАО "ТАИФ-НК" составляет 610 тыс. тонн авиатоплива в год; к 2016 году компания планирует увеличить его производство до 1,6 млн твг.

К концу текущего года в ассортименте предприятия должен появиться авиакеросин марки Jet A-1, соответствующий западным стандартам, а стало быть, и возможности экспорта.

В последние три года суммарно в стране выпускается порядка 9,4 млн твг реактивного топлива, и более 90% обеспечивают нефтяные холдинги. На долю "ЛУКОЙЛа", лидера в данном сегменте, приходится 26% совокупного объема. За ним следуют "Газпром нефть" (19%), "Роснефть" (17%), ТНК-BP (14%). Особенность рынка авиатоплива заключается в том, что предложение на нем значительно превышает спрос, который эксперты оценивают сегодня в 7,3 млн твг. Расчеты показывают, что достигнутый уровень производства позволит снабжать топливом российских и иностранных авиаперевозчиков в отечественных аэропортах как минимум до 2012 года. При этом возможности существующих установок не исчерпаны и позволяют при необходимости быстро увеличить выпуск на 10%. Кроме этого, многие нефтяные компании сейчас проводят модернизацию своих НПЗ, что повысит их потенциал по выпуску светлых нефтепродуктов.

По совокупности можно утверждать, что дефицита авиатоплива в России в обозримой перспективе не предвидится. А значит, с точки зрения конкурентоспособности на первый план выходит вопрос соотношения цены и каче ства.

По утверждению некоторых экспертов, качество отечественного авиатоплива (РТ и ТС-1) уже сегодня как минимум не уступает западному аналогу Jet A-1. Тем не менее "экзамена" на соответствие западным стандартам это не отменяет. При оптимальной цене и наличии сертификата у предприятий будет возможность экспорта, а следовательно, и маневра на рынках. В настоящее время экспорт авиатоплива из России составляет порядка 2 млн твг (в основном на рынки Северо-Западной Европы (58%) и Средней Азии (38%). Но в перспективе потребность в авиатопливе в мире будет расти, так что качественные и недорогие нефтепродукты будут востребованы всегда.

Экзамен на качество

Взвесив все перспективы рынка, ОАО "ТАИФ-НК" решила на площадке своего Нижнекамского НПЗ организовать производство авиатоплива.

В 2006 году здесь был построен узел приготовления и хранения горючего марок РТ и Jet A-1. В 2007 в соответствии с действующими правилами постановки на производство авиационных топлив были изготовлены опытные и опытно-промышленные образцы авиакеросина марки РТ и начались их испытания на соответствие требованиям ГОСТ 10227-86 и нормам "Комплекса методов квалификационной оценки". Последние проводились в ОАО "ВНИИ НП" и завершились получением рекомендаций о допуске продукта к производству и применению.

В январе 2008 года результаты испытаний были рассмотрены Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и спецжидкостей Минпромэнерго РФ, которая дала добро на промышленное производство и применение продукта под наблюдением. А еще через месяц специалисты Центра сертификации ФГУП "ГосНИИ ГА" провели на Нижнекамском НПЗ сертификацию топлива на соответствие требованиям ГОСТ 10227-86. Кроме того, высокое качество горючего подтвердила независимая испытательная лаборатория ФГУП "ГосНИИ ГА". По результатам этих испытаний и анализа состояния производства ОАО "ТАИФ-НК" был выдан временный (на период наблюдения до 30 июля 2009 года) сертификат соответствия.

В мае 2009 года авиатопливо ОАО "ТАИФ-НК" успешно прошло следующий экзаменационный этап — летные испытания — и получило в Центре сертификации авиационных ГСМ и спецжидкостей ФГУП "ГосНИИ ГА" постоянный сертификат, подтверждающий соответствие продукта всем требованиям, предъявляемым к топливу высшей категории. После этого "Росавиация" выдала рекомендации по применению реактивного топлива производства ОАО "ТАИФ-НК" в гражданской авиации без всяких ограничений.

В июле на Нижнекамском НПЗ началось производство и отгрузка промышленных партий нового продукта.

Перспективы роста

Реактивное топливо ОАО "ТАИФ-НК" производится на высокотехнологичном оборудовании по технологии ABB Lummus Global (с применением катализатора "Критерион") под контролем международных систем качества ISO 9001 и AS 9100. Первая задает стандарты менеджмента, вторая — производства. Сертификат соответствия получен по обеим системам. Текущий контроль качества осуществляет заводская лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием. Кроме того, на всех этапах производства процесс контролирует военная госприемка.

Технологическая схема предусматривает отбор с установки ЭЛОУ-АВТ-7 прямогонной керосиновой фракции, гидроочистку и доведение до требуемого уровня качества с применением комплекса специальных добавок.

Проектная мощность установки гидроочистки керосина 610 тыс. твг. В соответствии со стратегическим планом развития ОАО "ТАИФ-НК" до 2016 года мощности компании по производству авиатоплива должны быть увеличены до 1588 тыс. твг.

Кроме наращивания объемов производства, предусмотрено и расширение ассортимента нефтепродуктов для авиации. Теоретически на действующей установке можно производить реактивное топливо не только российских, но и западных стандартов: в основном они отличаются только набором добавок в базовое сырье. Однако для этого необходимо пройти тот же путь до сертификации. Эта работа уже ведется (совместно с ГосНИИ ГА) и должна быть завершена до конца текущего года, после чего у ОАО "ТАИФ-НК" появится возможность экспорта реактивного топлива.

Первым же его потребителем стала авиакомпания "Татарстан", обслуживающая аэропорты Бегишево (Набережные Челны) и Казань. Именно на ее технике проводились летные испытания, а сегодня аэропорт Бегишево полностью работает на авиатопливе производства ОАО "ТАИФ-НК". Постепенно осваивает его и аэропорт Казань.

Глава авиакомпании "Та тар стан" Магомед Закаржаев дал высокую оценку новому горючему и заявил о готовности наращивать его закупки. Правда, ее потребность значительно меньше возможностей ОАО "ТАИФ-НК", поэтому перед нефтяной компанией стоит задача освоения других рынков. В настоящее время уже заключены договоры о поставках реактивного топлива с 11 авиапредприятиями РФ.

Отметим, что новый продукт в ассортименте ОАО "ТАИФ-НК" появился в разгар финансового и экономического кризиса. Падение спроса и цен на рынкенефтепродуктов откорректировало планы компании на 2009 год, и в начале года объем переработки был снижен. Однако к середине лета наметился рост спроса, в первую очередь на самые высококачественные и ликвидные продукты, в том числе и на авиакеросин.

ОАО "ТАИФ-НК", крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Республике Татарстан, которое успешно осуществляет свою деятельность с 1998 года. ОАО "ТАИФ-НК" производит 97% нефтепродуктов Республики и является одной из крупнейших компаний региона по обеспечению сырьем нефтехимических производств, расположенных в Республике Татарстан. Вся продукция ОАО "ТАИФ-НК" производится на высокотехнологическом, современном оборудовании, оценку качества нефтепродуктов проводят авторитетные в России эксперты.

"