Posted 3 апреля 2008,, 07:41

Published 3 апреля 2008,, 07:41

Modified 20 августа 2022,, 21:14

Updated 20 августа 2022,, 21:14

Саакян: При выполнении Генсхемы электроэнергетики "переинвестирование" к 2020 г. составит $91 млрд

3 апреля 2008, 07:41
Генеральный Директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Прогнозирование в электроэнергетике: цена ошибки» на VI Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке". В своем докладе Юрий Саакян поставил под сомнение корректность базового параметра Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года – оценки перспективного спроса на электроэнергию.
Сюжет
ТЭК

Генеральный Директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Прогнозирование в электроэнергетике: цена ошибки» на VI Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке".

В своем докладе Юрий Саакян поставил под сомнение корректность базового параметра Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года – оценки перспективного спроса на электроэнергию. Из него рассчитывается потребность в мощности, инвестициях и многое другое. Фактически, на этом показателе построен весь документ.

Генеральный директор ИПЕМ рассказал, что после холодной зимы 2005/2006 гг. и резкого роста электропотребления в 2006 г. до уровня 4,2% произошел резкий пересмотр кратко- и долгосрочных прогнозов электропотребления в сторону увеличения. Так, в базовом варианте Генсхемы заложен средний ежегодный прирост на уровне 4,1%, максимальном – 5,2%. При этом на перспективу до 2010 г. даже в базовом варианте прогнозируются среднегодовые темпы прироста – 4,9%! Столь же высокие показатели закладываются при принятии тарифных решений. В прогнозном балансе ФСТ России на 2008 г. заложен прирост спроса на электроэнергию в этом году на уровне 5,4%.

Юрий Саакян отметил, что обоснованность столь высоких темпов вызывает сомнение. Ведь по итогам 2007 г., прирост электропотребления составил всего 2,3%, что соответствует среднегодовому показателю (2,4%) за истекший десятилетний период. А за последние 17 лет ежегодный прирост спроса на электроэнергию превысил 4,1% только один раз - в 2006 году.

По данным ИПЕМ, прогнозируемые в Генсхеме средние ежегодные темпы прироста соответствуют уровню 1970-х гг. – периоду интенсивной индустриализации и гигантских строек. Для того, чтобы ответить на вопрос, будет ли электропотребление расти прогнозируемыми в данных документах темпами, нужно определить, какими темпами будет развиваться экономика. Рост спроса на электроэнергию имеет устойчивую корреляцию с ростом ВВП и ростом промышленного производства. Высокая корреляция наблюдается не только для длительных периодов, но и для ежегодных приростов. Показатель взаимосвязанности – эластичность (отношение прироста электропотребления к приросту ВВП) – имеет относительно постоянную величину для длительных периодов. Расчет для России в период восстановления экономического роста, 1998 – 2007 гг., показал значение эластичности на уровне 0,32. Т.е. рост ВВП на 1% вызывал рост спроса на электроэнергию на 0,32%.

Сравнение заложенных в Генсхему макроэкономических показателей и оценок перспективного спроса показывает, что либо темпы роста ВВП должны быть выше 12% даже в базовом варианте, либо эластичность должна повысится до 0,8, а в максимальном варианте – даже до 0,9. Однако в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ темпы роста ВВП не превысят 6,6% в год. В среднесрочной перспективе повышение качества жизни населения и отложенный спрос могут привести к повышению показателя эластичности до 0,35 – 0,4, но никак не до 0,8. Однако для краткосрочных периодов показатель достаточно консервативен, и можно с уверенностью утверждать, что в течение ближайших 3 – 5 лет прогнозы Генсхемы в части ежегодных приростов электропотребления на 4,9% и выше не оправдаются. По оценкам ИПЕМ, спрос на электроэнергию в 2020 г. не превысит 1380 млрд кВт-ч, что на 300 млрд кВт-ч меньше базового прогноза Генсхемы. А 300 млрд кВт-ч – это 57 ГВт дополнительной мощности и 91 млрд долл. дополнительных инвестиций в текущих ценах.

Подводя итоги, Юрий Саакян выделил два главных негативных последствия завышенных прогнозов.

Во-первых, необоснованный рост тарифов. Прогноз спроса на электроэнергию закладывается в инвестиционные программы энергокомпаний. Исходя из прогнозов, РАО "ЕЭС России" утвердило инвестиционную программу на 2006 – 2010 гг. в объеме 29 ГВт стоимостью 3 трлн руб. По расчетам ИПЕМ, каждый процент ошибки в прогнозе - это дополнительно 2 млрд. долл. инвестиций в год. А учитывая, что 1/3 программы – это тарифные источники, рост тарифов неизбежен. Расчеты ИПЕМ показывают, что для реализации этой инвестиционной программы тарифы на электроэнергию должны расти на 20 – 25% в год. Это подтверждается недавним заявлением главы ФСТ России о повышении тарифов на электроэнергию в 2009 г. будут повышены на 20 – 23%.

Во-вторых, это обостряет риски смежных отраслей. Излишний спрос порождает дефицит и, как следствие, рост цен на их продукцию, что еще больше обострит ситуацию. Другой немаловажный аспект – отечественные энергомашиностроители не готовы к быстрому наращиванию объемов производства, особенно в условиях отсутствия крупносерийного заказа со стороны энергетиков. В результате рынок отдается иностранцам, в т.ч. "китайским производителям". Об этом сообщает отдел по работе со СМИ института проблем естественных монополий.

"