Posted 2 декабря 2003,, 15:28

Published 2 декабря 2003,, 15:28

Modified 16 августа 2022,, 21:43

Updated 16 августа 2022,, 21:43

МПР России завершило плановую инвентаризацию геологоразведочных скважин на нефть и газ

2 декабря 2003, 15:28
МПР России завершило плановую инвентаризацию геологоразведочных скважин на нефть и газ. Официальный отчет по итогам проведенной работы направлен председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову. Соответствующие письма направлены в Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минимущество России, МНС России и Госгортехнадзор России.

МПР России завершило плановую инвентаризацию геологоразведочных скважин на нефть и газ. Официальный отчет по итогам проведенной работы направлен председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову. Соответствующие письма направлены в Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минимущество России, МНС России и Госгортехнадзор России. Об этом сегодня сообщила пресс-служба МПР России.

В результате проведенных МПР России мероприятий по документальной инвентаризации указанных геологоразведочных скважин выявлено, что общее количество пробуренных параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин составляет около 74 тыс., из них 68 тыс. - в распределенном фонде недр, 6 тыс. - в нераспределенном фонде недр. Из 68 тыс. скважин распределенного фонда недр 58 тыс. находятся в пользовании компаний-недропользователей, 10 тыс. вообще не имеют балансодержателя, являясь "бесхозными".

Анализ результатов инвентаризации показал, что около 51 тыс. геологоразведочных скважин используются компаниями-недропользователями без регистрации прав собственности, что позволяет им без осуществления затрат на строительство, приобретение или аренду скважин ежегодно добывать около 20 млн тонн нефти. При этом федеральный бюджет по экспертным оценкам недополучает около 10 млрд руб. в год от сдачи в аренду или продажи скважин, являющихся по сути государственным имуществом. Около 20 тыс. геологоразведочных скважин несанкционированно используются недропользователями в качестве эксплуатационных, при этом производится выборочный отбор наиболее подвижных запасов углеводородного сырья, ухудшая тем самым их структуру, на 20-25% снижается коэффициент нефтеизвлечения, что приводит к потерям в недрах около 200 млн тонн нефти, ухудшению технико-экономических показателей разработки месторождений, а также снижает совокупную налогооблагаемую базу. В собственности компаний-недропользователей находится около 5 тыс. законсервированных и ликвидированных скважин, что может быть использовано в целях скрытой добычи углеводородного сырья без уплаты налогов и снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Техническое состояние 6 тыс. скважин нераспределенного фонда недр и 10 тыс. скважин распределенного фонда, не имеющих балансодержателя, представляет опасность для окружающей среды и недр из-за нефте-, газо- и водопроявлений, которые со временем могут привести к трудноликвидируемым экологическим катастрофам. В связи с тем, что юридического лица, к которому можно было бы применить меры ответственности за поддержание этих скважин в технически безопасном состоянии не существует, ответственность и расходы по их содержанию несет собственник, то есть государство. При этом отсутствует экономический механизм, позволяющий государству компенсировать указанные затраты за счет отчислений от доходов компаний-недропользователей.

По мнению МПР России, решение стратегической задачи повышения эффективности недропользования и обеспечения контроля за использованием скважин, пробуренных за счет государственных средств, лежит в плоскости государственного регулирования правовых, имущественных и экономических отношений между государством и недропользователями. Для комплексного решения этой задачи, по мнению МПР России, представляется целесообразным создать межведомственную комиссию с участием МПР России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минимущества России, МНС России, Госгортехнадзора России и других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, которая должна обеспечить координацию неотложных работ по следующим направлениям:

- формирование единого федерального реестра скважин на нефть и газ;

- урегулирование имущественных отношений между государством и недропользователями в части определения форм собственности на скважины, пробуренные за счет государственных средств;

- разработка экономического механизма, позволяющего государству компенсировать затраты на строительство скважин, а также на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы страны;

- проведение анализа использования эксплуатационного фонда скважин, возможных потерь углеводородного сырья в недрах, с представлением информации и внесением предложений в МПР России для принятия мер к недобросовестным недропользователям;

- установление особого контроля за поступлением в федеральный бюджет предусмотренных законодательством РФ налоговых платежей и отчислений за пользование скважинами и др.


~^~P0000027630~^~

"