Posted 2 ноября 2009,, 08:32

Published 2 ноября 2009,, 08:32

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Нефть вкачают в инновации

2 ноября 2009, 08:32
Власть надеется на инвестиции крупных сырьевых компаний ИЗВЕСТИЯ Елена Маляренко В ближайшие годы основными экспортными товарами России останутся нефть и газ. Инновационные продукты смогут стать им достойной альтернативой не раньше чем через 10 лет. Такие перспективы развития были озвучены экспертами на конференции "GR-KOHrpecc-2009: эффективный диалог бизнеса и власти", прошедшей 29—30 октября в Москве.

Власть надеется на инвестиции крупных сырьевых компаний

Елена Маляренко

В ближайшие годы основными экспортными товарами России останутся нефть и газ. Инновационные продукты смогут стать им достойной альтернативой не раньше чем через 10 лет. Такие перспективы развития были озвучены экспертами на конференции "GR-KOHrpecc-2009: эффективный диалог бизнеса и власти", прошедшей 29—30 октября в Москве.

Поднять с колен современную науку государство без поддержки бизнеса не в состоянии. "Есть надежды на крупные нефтяные компании", — заявил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту Владимир Клименко в рамках диалога о координации инвестиций бизнеса. Он пояснил, что запустить машину создания новых технологий проще именно на базе холдингов, поэтому необходимо формирование национальных лидеров — "российских компаний, как Toshiba, например, которые будут продвигать продукт". Поэтому основная задача государства — заинтересовать бизнес в перспективности вложений в науку. Однако, по словам депутата, государство делает ставки не только на отечественные инвестиции. "В ситуации, когда нет своих партнеров, мы привлекаем зарубежных",— сказал Владимир Клименко. Впрочем, и у иностранных компаний возникают проблемы выхода на инновационный рынок России — отсутствует необходимая для данного вида бизнеса инфраструктура. "Нет законодательной среды, нет поставщиков оборудования,— признал представитель власти и добавил: — В решении этой проблемы как раз могут помочь малые и средние предприятия, взяв на себя создание необходимой инфраструктуры". Дело осталось за малым: внести поправки в десятки законодательных актов, обеспечив участникам рынка правовое поле.

Продвижение интересов российских компаний в Евросоюзе стало еще одной актуальной темой "GR-KOHrpecca-2009". С докладом о состоянии внешнеэкономических связей России и стран ЕС выступил представитель МИД России Алексей Буряк. Он отметил, что из-за кризиса товарооборот нашей страны с европейскими государствами упал на 48,7%. Тем не менее на ЕС приходится 50% внешней торговли России и 70% накопленного инвестиционного капитала. "Мы покрываем 44% потребности Европы по нефти и 43%—по газу",— привел статистику Алексей Буряк. По его словам, в ближайшие годы такая тенденция сохранится. "Альтернативы газу нет", — констатировал он. Тем не менее работа по расширению партнерских связей ведется. Интересы России сосредоточены на развитии проекта "Дорожная карта" по нескольким пространствам: экономическое, инвестиционное, правовое, энергобезопасность и образование. "Например, на повестке дня проблема транзита и поставки ядерных материалов. Сейчас идут переговоры по упрощению различных бюрократических процедур, таких как отмена визового режима. Россия готова, ждем только ЕС",— рассказал Буряк.

Во многом тормозят развитие отношений России и Европы "евросолидарность" и негативный информационный фон о нашей стране. "Хорошие новости из России не продаются и не покупаются, объяснили мне однажды иностранные коллеги, —процитировал Алексей Буряк и добавил: — Но несмотря на трудности, Россия и ЕС могут и обязаны продвигаться по пути сотрудничества".

Негативный имидж российских компаний как барьер в развитии экономических связей отметили и другие участники дискуссии. Генеральный директор агентства "Инфомост" Борис Рыбак привел в пример проблемы российских авиаперевозчиков. "В Европе оценка качества услуг наших авиакомпаний намного ниже, чем есть на самом деле, мы имеем чудовищную репутацию. С учетом того, что европейский рынок в области международных перевозок составляет 60—70%, для авиакомпаний это серьезная помеха",—сообщил эксперт. Его поддержала и исполнительный директор "круглого стола" промышленников России и ЕС Ксения Дацко. "Имидж российского бизнеса в Европе ужасающий. Поэтому при подготовке соглашения между Россией и Евросоюзом необходимо учитывать позицию бизнеса", — заявила она.

Тем не менее быстро исправить ситуацию, по мнению экспертов, досгаточно сложно. "Чтобы завоевать мало-мальски приемлемую репутацию в Европе, нужно не меньше 12 лет",— констатировал Борис Рыбак. С ним согласился представитель Евросоюза, основатель консалтинговой компании Avisa Partners (Брюссель) Жак Лафитт. Он признал, что европейская система сильно бюрократизирована, имеет огромное количество контролирующихинстанций. Таким образом, она защищена i от коррупции и в то же время предсказуема. "Поэтому если российский бизнес хочет работать с Евросоюзом, учитывая его законы, пусть думает на долгосрочную перспективу и проявляет инициативу",— посоветовал Жак Лафитт.

"