Posted 2 сентября 2009,, 05:13

Published 2 сентября 2009,, 05:13

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Привести в соответствие

2 сентября 2009, 05:13
"Газпром нефть" реформирует структуру "Ноябрьскнефтегаза" НЕФТЬ И КАПИТАЛ Сегодня "Газпром нефть" в числе наиболее динамичных российских ВИНК: прошлогодняя покупка у "Роснефти" 50% акций "Томскнефти" (с планами выкупа других 50%), приобретение сербской NIS и завода моторных масел в Италии, наконец, фактическое поглощение Sibir Energy, за которым последует вхождение в Салымский проект и получение контроля над Московским НПЗ.
Сюжет
Газпром

"Газпром нефть" реформирует структуру "Ноябрьскнефтегаза"

Сегодня "Газпром нефть" в числе наиболее динамичных российских ВИНК: прошлогодняя покупка у "Роснефти" 50% акций "Томскнефти" (с планами выкупа других 50%), приобретение сербской NIS и завода моторных масел в Италии, наконец, фактическое поглощение Sibir Energy, за которым последует вхождение в Салымский проект и получение контроля над Московским НПЗ.

Между тем на фоне озвученных "Газпром нефтью" планов увеличить к 2020 году добычу нефти до 100-110 млн твг удручающе выглядит снижение (уже пятый год) добычи ее основного предприятия "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ННГ). Причем по темпам падения ННГ входит в число лидеров в России: по итогам 2008 года — на 13,5%, за 6 месяцев 2009 года — почти на 11,5%. Параллельно сокращается доля ННГ в суммарной добыче ВИНК: с 91% в 2004 году до 67% в 2008 (45% — с учетом долей в "Славнефти" и "Томскнефти"). С расширением географии работ и сменой точек роста "Газпром нефти", оставшаяся от "Сибнефти" многоуровневая система управления в ННГ перестала оправдывать себя, тем более в условиях падения добычи и роста себестоимости продукции. Чтобы упростить управление крупнейшей "дочкой" и унифицировать его с другими добывающими предприятиями, "Газпром нефть" пошла на структурное реформирование "Ноябрьскнефтегаза".

Промышленную добычу углеводородов "Ноябрьскнефтегаз" начал в 1976 году на Холмогорском месторождении, начальные извлекаемые запасы которого оценивались в 375,6 млн тонн (ничего крупнее ННГ открыть так не удалось). Вслед за Холмогорским в 80-е годы началась эксплуатация Суторминского (226,3 млн тонн), Вынгапуровского (145 млн), Муравленковского (174,3 млн), Вынгаяхинского (95,4 млн) и нескольких месторождений поменьше. На пик добыча ННГ вышла в 1989 году, достигнув отметки в 41,2 млн тонн. Однако нерациональные способы эксплуатации залежей, погоня за валовой добычей привели к преждевременному снижению продуктивности промыслов. После пика 1989 года производство "Ноябрьскнефтегаза" стало стремительно падать: до 25 млн тонн в 1993 году и до 16 млн — в 1999 году. При этом к 1993 году Холмогорское месторождение было уже выработано на 86%, Муравленковское — на 28%, Суторминское — на 35%.

Когда в 1996 году "Ноябрьскнефтегаз" вошелв состав "Сибнефти", темпы падения удалось сократить до 4,5-5,5% в год за счет запуска ряда новых месторождений — Сугмутского (начальные извлекаемые запасы 186,4 млн тонн), Спорышевского (50 млн тонн), Средне-Итурского (49 млн тонн) и Умсейского (29,8 млн тонн). Но кардинально поменять ситуацию это не помогло, так как на основных месторождениях добыча уже находились на поздней стадии. К 2000 году запасы пяти старых месторождений (Холмогорское, Пограничное, Муравленковское, Суторминское и Западно-Суторминское), которые обеспечивали 48% годовой добычи, были выработаны на 75,5% (Холмогорского — на 96%).

Шаг вперед и шаг назад

Исправить ситуацию в "Сибнефти" попытались, применяя новые технологии увеличения нефтеотдачи, начав в 1999 году сотрудничество с крупнейшими нефтесервисными компаниями мира — Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes (см. "Падение добычи в "Сибнефти" в "НиК" №5, 2006 г.). Бурение горизонтальных скважин, зарезка боковых стволов, современные методы ГИС при строительстве новых и ремонте старых скважин позволили в 2000-02 году переломить ситуацию. Одновременно вводились в разработку новые месторождения, правда, с существенно меньшими запасами: в 1999 году — Ярайнерское (23,9 млн тонн), в 2003 — Еты-Пуровское (20 млн). В 2003 году "Сибнефть" увеличила добычу на 27%, но уже в 2004 наметилась стагнация производственных показателей ННГ.

К этому времени на упомянутые выше 5 старых месторождений приходилось только 22% продукции предприятия, а на первые позиции вышли Спорышевское и Сугмутское, которые в 2004 году обеспечили 57% добычи "Ноябрьскнефтегаза". Однако эти промыслы стали полигоном для экспериментов с новыми методами увеличения нефтеотдачи, в первую очередь ГРП на новых скважинах. В итоге после краткосрочного роста дебита шло быстрое заводнение продуктивных пластов, и эффективность скважин резко падала. В 2005 году средний показатель обводненности продукции достиг 77,9%, в 2006 — 82,1%.

Результаты не заставили себя долго ждать. В 2005 году ННГ впервые после 1999 года показал отрицательную динамику добычи — сразу на 9,5%. Правда, на производственные показатели ННГ также повлияло желание владельцев "Сибнефти" сэкономить перед продажей компании "Газпрому". В результате сократились объемы эксплуатационного бурения и операций по интенсификации добычи: если в 2002 году было построено 273 скважины, то в 2005 — всего 76, а число ГРП сократилось с ежегодных 260 в 2000-03 годах до 119 — в 2005 году.

Новое руководство теперь уже "Газпром нефти" озаботилось увеличением объемов бурения и геологотехнических мероприятий, но эти меры не смогли переломить нисходящий тренд показателей добычи. В 2006 году добыча ННГ сократилась еще на 9%.

В 2007-08 годах объемы эксплуатационного бурения росли (216 и 238 скважин соответственно), однако удельный эффект от новых скважин снизился: если в 2006 году каждая новая скважина дала в среднем по 17,3 тыс. тонн, то в 2007 году — 10,8 тыс., а в 2008 — только 8,2 тыс. тонн. Не давали прежнего эффекта и ГРП. По итогам 2007 года добыча "Ноябрьскнефтегаза" сократилась на 10,3%, в 2008 году — на 13,5%.

Без ввода новых месторождений не то что нарастить — даже стабилизировать добычу ННГ уже не удавалось. Но и экстенсивный путь роста тоже не мог дать быстрых результатов. В 2006 году "Ноябрьскнефтегаз" начал добычу на Чатылькинском и Холмистом месторождениях, в 2007 — на Южно-Удмуртском. Однако доля этих месторождений с весьма скромными запасами в добыче ННГ едва переваливает за 6%. При этом на основном месторождении — Сугмутском, дающем почти 35% продукции предприятия, уже не удается удерживать добычу.

Уже не фаворит

Тенденция падения производства "Ноябрьскнефтегаза", обозначившись в 2005 году, недвусмысленно просигнализировала о потере предприятием той главенствующей роли, которую оно исторически играло в "Сибнефти". Если в 2004 году доля ННГ (вместе с дочерней "Заполярнефтью") в добыче компании составляла более 90%, то в 2008 году она сократилась до 67,6%, а если учитывать 50% доли "Газпром нефти" в добыче "Славнефти" и "Томскнефти" — то до 45%.

Нефтяная "дочка" газовой монополии декларировала свое намерение выйти на уровень годовой добычи нефти в 100-110 млн тонн. Очевидно, добиться поставленной цели невозможно без приобретения новых активов и наращивания добычи на новых месторождениях. А это означает, во-первых, существенное расширение географии деятельности "Газпром нефти", вовторых — постепенный отказ от превалирующей роли ноябрьского блока в структуре добычи компании. Например, уже в 2008 году разработка Приобского месторождения обеспечила "Сибнефть-Югре" около 24% в общей добыче "Газпром нефти", при этом по итогам 6 месяцев 2009 года Приобка показала рост еще на 4%.

Кроме того, недавно стало известно, что "Газпром нефть" намерена выкупить у "Роснефти" 50% "Томскнефти", которая станет полноценной "дочкой" компании. В этом случае суммарная добыча восточного блока достигнет примерно 14 млн твг, что поставит его на один уровень с "Ноябрьскнефтегазом".

Перспектива экспансии "Газпром нефти" в другие регионы делает одной из важнейших задач компании оптимизацию системы управления добывающими подразделениями. Это позволит добиться, во-первых, минимизации управленческих издержек, во-вторых, увеличения их эффективности. Наиболее оправданным способом решения этой задачи можно признать создание однородных бизнес-единиц по территориальному принципу с унифицированной системой управления. В рамках такого подхода многоступенчатая структура "Ноябрьскнефтегаза" оказалась совершенно неоправданной.

До недавнего времени схема управления добычей на месторождениях ННГ складывалась следующим образом: центральному аппарату "Газпром нефти" подчиняется дочернее ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", в составе которого работают три территориальных проекта по добыче нефти (ТПДН): "Муравленковскнефть", "Холмогорнефть" и дочернее ООО "Заполярнефть". Эти структурные единицы, в свою очередь, руководят деятельностью цехов по добыче нефти.

С одной стороны, ННГ аккумулировал в себе роль исполнителя управленческих решений головной компании на территории ЯНАО, с другой — руководил всей деятельностью по добыче нефти на множестве лицензионных участков компании, занимаясь всеми экономическими, административными, юридическими и кадровыми вопросами. В таких условиях трем ТПДН отводилась лишь номинальная управленческая роль, а сама система провоцировала определенные смешения сфер компетенции и ответственности ННГ и территориальных проектов. При этом существовал дисбаланс в масштабах самих ТПДН: так, "Муравленковскнефть" управляла 12 цехами (с добычей около 12 млн твг), а "Заполярнефть" только 4 цехами (с добычей в 3 раза меньше).

Кроме того, в 2008 году ННГ, помимо разработки своих месторождений, выполнял функции оператора по добыче на лицензионных участках, принадлежащих "Газпром нефти" и другим ее дочерним обществам, что, разумеется, не вело к упрощению управления хозяйственной деятельностью не только самого "Ноябрьскнефтегаза", но и других "дочек" головной компании. С целью устранения всех этих малоэффективных надстроек и наслоений в "Газпром нефти" в прошлом году была разработана программа "Реорганизация структуры и системы управления ОАО "Газпромнефть–Ноябрьск нефтегаз".

Новые правила

Схема организационных преобразований, намеченных в "Газпром нефти", насколько можно понять из открытых источников, следующая: упразднение четырех структурных единиц (сам ННГ и три его ТПДН) и создание двух предприятий, уравненных по объемам производственной деятельности, которые будут подчиняться напрямую компании. Первое — дочернее общество "Ноябрьскнефть" (оно объединит ТПДН "Холмогорнефть" и ООО "Заполярнефть") и его филиал "Муравленковскнефть" (одноименный ТПДН).

Новые в организационном плане предприятия формально потеряют названия территориальных проектов, но по существу будут объединять месторождения все по тому же территориальному признаку. За "Муравленковскнефтью" закрепляется северо-западный сектор, а "Ноябрьскнефть" будет работать на южных и восточных территориях. Такая организация позволяет, тем не менее, достичь некоей условной соразмерности новых предприятий по объемам добычи: так, в 2007 году месторождения "Муравленковскнефти" дали 12,7 млн тонн углеводородов, а "Ноябрьскнефти" — 9,9 млн тонн. Надо думать, что это соотношение в будущем выровняется за счет роста добычи на месторождениях Удмуртско-Чатылькинской группы.

Первый шаг на пути реализации этой программы был сделан 1 января текущего года, когда произошло слияние ТПДН "Холмогорнефть" и ООО "Заполярнефть" в одно предприятие — "Ноябрьскнефть". И уже с августа этого года ноябрьский блок "Газпром нефти" начал работать по новой схеме. Как сообщает "Газпром нефть", руководство ВИНК надеется, что реформа приведет к повышению ответственности руководителей новых подразделений как за производственный, так и экономический результат деятельности своих предприятий. Кроме того, идеологи реформы рассчитывают достичь большей управляемости дочерних структур за счет устранения излишних ступеней в передаче административных решений, а также дублирования функций разных уровней менеджмента. В настоящее время начинается перераспределение сотрудников между новыми предприятиями, что предположительно займет пару месяцев. И уже к концу года обновленный "Ноябрьскнефтегаз" должен заработать в оптимальном режиме.

(НЕФТЬ И КАПИТАЛ №07-09/2009)

"