Posted 2 августа 2011,, 05:35

Published 2 августа 2011,, 05:35

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Бензин в России по-прежнему дорожает

2 августа 2011, 05:35
Усилия правительства насытить рынок топливом пока не приносят результата ИЗВЕСТИЯ За последнюю неделю литр самого популярного бензина — "Регуляр-92" — в среднем по России подорожал на 6 копеек. С начала года литр бензина "Нормаль-80" подорожал уже на 3,33 рубля (до 23,88 рубля), "Регуляр-92" — на 1,82 рубля (до 25,62 рубля), "Премиум-95" — на 1,76 рубля (до 27,38 рубля), а дизельное топливо – на 74 копейки (до 24,86 рубля), посчитали специалисты информационного центра "Кортес".

Усилия правительства насытить рынок топливом пока не приносят результата

За последнюю неделю литр самого популярного бензина — "Регуляр-92" — в среднем по России подорожал на 6 копеек.

С начала года литр бензина "Нормаль-80" подорожал уже на 3,33 рубля (до 23,88 рубля), "Регуляр-92" — на 1,82 рубля (до 25,62 рубля), "Премиум-95" — на 1,76 рубля (до 27,38 рубля), а дизельное топливо – на 74 копейки (до 24,86 рубля), посчитали специалисты информационного центра "Кортес".

Но уже через несколько недель рост цен должен остановиться.

"Возврат на рынок топлива "Евро-2" в ближайшее время увеличит предложение на рынке и поможет сдержать рост цен", — говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Дефицит бензина и солярки многие регионы почувствовали в конце апреля. После проведенного расследования Министерство энергетики одной из главных причин нехватки топлива назвало невыполнение нефтяными компаниями планов модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Вместо заявленных инвестиций в размере 263 млрд рублей в 2008–2010 годах было вложено на 82 млрд рублей (или на 31%) меньше.

На совещании в Киришах в начале июля премьер-министр Владимир Путин потребовал от нефтяников увеличивать глубину переработки черного золота. Тогда же нефтяные боссы пошли на беспрецедентный шаг — подписали обязательные для выполнения соглашения с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Ростехнадзором и Ростехрегулированием, предусматривающие детальные графики ввода в строй производственных установок и план выпуска бензинов различных экологических классов (от "Евро-2" до "Евро-5").

Соглашения подписали 10 компаний: "Роснефть", "Башнефть", "Русснефть", Группа "Альянс", "Газпром", "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", ТНК-BP, "Татнефть" и "Лукойл". Документ стандартен для всех. Различия содержатся только в приложениях — графиках производства топлива по классам до 2020 года и запуска оборудования на НПЗ.

Поставив подписи под таким договором, все компании согласились, что Ростехнадзор будет следить за ходом модернизации, а Ростехрегулирование — за соответствием выпускаемого топлива стандартам. Кроме того, с 2015 года нефтяники будут перерабатывать в светлые нефтепродукты (это бензин, солярка и авиационный керосин) не менее 20% добытой нефти. Все это топливо должно будет поставляться на отечественный рынок.

Следить за выполнением этого пункта будет ФАС. Компании заранее согласились, что если они не выполнят программу модернизации, то к ним могут быть применены все антимонопольные штрафы и изъятие необоснованной прибыли.

Сейчас больше 20% добытой нефти перерабатывают в светлые нефтепродукты лишь пять компаний. У Группы "Альянс" и "Башнефти" этот показатель даже превышает 50%. Среди аутсайдеров оказались ТНК-BP, "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Русснефть" и "Татнефть". Последняя вообще не производит светлые нефтепродукты.

Интересно, что, согласно представленным самими компаниями планам выпуска топлива, как минимум четыре аутсайдера в 2015 году не успеют довести долю светлых нефтепродуктов до заявленных 20% от добываемой нефти. Из "команды отстающих" сумеет вырваться только "Роснефть" — она за четыре года планирует поднять долю светлых нефтепродуктов с 9,1% от объема добытой нефти до 33,1%.

Тем не менее все подписавшие "модернизационное" соглашение нефтяники уверены, что для них все закончится хорошо."Мы не подписываем документы, которые могут принести компании убытки. Давайте доживем до 2015 года", — заявил "Известиям" источник в ТНК-BP.

"Русснефть" вообще месяц назад продала свой единственный НПЗ "Орскнефтеоргсинтез" и стала "чисто добывающей компанией". Тем не менее там тоже убеждены, что в 2015 году подписанное в Киришах соглашение им не припомнят."Мы выполним все взятые на себя обязательства", — говорят в "Русснефти". В "Татнефти" и "Сургутнефтегазе" не стали комментировать ситуацию.

Нынешняя попытка правительства заставить нефтяников проводить модернизацию директивными методами закончится провалом, считают эксперты.

"Правительство одновременно собирается ужесточать налогообложение в нефтепереработке, это автоматически снизит привлекательность инвестиций. На чужих НПЗ переработать добытую нефть тоже будет трудно, потому что существующие загружены почти полностью, а независимых почти нет, — говорит аналитик инвесткомпании "ТКБ Капитал" Евгения Дышлюк. – Но скорее всего ФАС просто не сможет наказать за срыв обязательств по модернизации НПЗ. У службы нет на это полномочий, она контролирует цены и конкуренцию".

("ИЗВЕСТИЯ", 02.08.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"