Posted 2 апреля 2012,, 09:36

Published 2 апреля 2012,, 09:36

Modified 20 августа 2022,, 20:22

Updated 20 августа 2022,, 20:22

В объективности экспертизы по "делу "ЮКОСа"", проведенной президентским советом, есть сомнения

2 апреля 2012, 09:36
Правоохранительные органы сомневаются в объективности и независимости действий членов совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, которые занимались проведением общественной правовой экспертизы по "второму делу "ЮКОСа"". Обнаружилось, что структуры бывшего главы нефтяной компании Михаила Ходорковского финансировали общественные организации, возглавляемые членами президентского совета.

Правоохранительные органы сомневаются в объективности и независимости действий членов совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, которые занимались проведением общественной правовой экспертизы по "второму делу "ЮКОСа"". Обнаружилось, что структуры бывшего главы нефтяной компании Михаила Ходорковского финансировали общественные организации, возглавляемые членами президентского совета.

Как передавал OilCapital.ru в конце прошлой недели, некий источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Интерфаксу", что в 2003-2004 гг. учрежденная М.Ходорковским российская общественная организация (РОО) "Открытая Россия" финансировала ряд общественных организаций, в состав которых входят члены рабочей группы, занимавшейся экспертизой "дела "ЮКОСа"".

Такая информация была подтверждена газете Коммерсант представителем следственного комитета России (СКР) Владимиром Маркиным. Как пишет издание, следствие и надзор обратили внимание, что общественные организации членов президентского совета и привлеченных ими экспертов фигурируют в уголовном деле N18/41-03 ("большое дело "ЮКОСа") в качестве получателей денег от М.Ходорковского. В рамках дела были произведены выемки документов о деятельности РОО "Открытая Россия". Организация прекратила свою деятельность в 2006 г. - Басманный районный суд решил, что через нее проходили средства, вырученные от реализации похищенных нефтепродуктов, и арестовал ее счета.

Как пишет "Коммерсант", в 2003-2004 годах "Открытая Россия" перечислила 54,488 млн руб. на счета общественных организаций, в которых состоят задействованные в организации и проведении экспертизы по "второму делу "ЮКОСа"" сотрудники рабочей группы президентского совета. Все платежи осуществлялись в качестве пожертвований на проведение различных мероприятий, семинаров и конкурсов.

В числе организаций, получавших в виде пожертвований средства от "Открытой России", значатся, в частности, общество "Мемориал" и "Московская Хельсинкская группа" (МХГ). При этом в рабочей группе по экспертизе "второго дела "ЮКОСа"" участвуют председатель "Мемориала" Светлана Ганнушкина и правозащитник Борис Пустынцев, в 1990-х руководивший филиалом "Мемориала", руководитель МХГ Людмила Алексеева и члены этой организации Валерий Абрамкин и Мара Полякова.

Согласно материалам уголовного дела, больше всего средств - 32,4 млн руб - от "Открытой России получил фонд "Общественный вердикт", учрежденный теми же обществами "Мемориал", МХГ и "Открытая Россия". Член попечительского совета "Общественного вердикта" Валентин Гефтер при этом вошел в состав рабочей группы президентского совета.

Более 1 млн руб. из РОО получил университет "Высшая школа экономики" (ВШЭ), с которым, как пишет "Коммерсант", связаны как минимум двое из авторов общественной экспертизы по делу "ЮКОСа" — завкафедрой предпринимательского права Оксана Олейник и заместитель руководителя научно-методического центра университета Астамур Тедеев. Кафедрой судебной власти и правосудия ВШЭ много лет заведует бывший зампред Конституционного суда РФ Тамара Морщакова - руководитель рабочей группы президентского совета, которая подбирала экспертов и ставила перед ними вопросы.

Сами члены президентского совета настаивают на объективности результатов экспертизы. Тамара Морщакова заявила "Коммерсанту", что с коллегами они обсуждали только принципы проведения экспертизы и процедуру выбора экспертов. "Все привлеченные для экспертизы специалисты были независимы от меня, а с членами группы контактов не имели",— цитирует ее слова издание. Сам вопрос о финансовых связях между организаторами экспертизы и М.Ходорковским Т.Морщакова назвала попыткой "очернить" результаты экспертизы.

Мара Полякова в беседе с изданием подчеркнула, что один из членов возглавляемого ею "Независимого экспертно-правового совета" в число экспертов не вошел. "Мы привлекли для этого профессионалов в области экономики и уголовного права со стороны", - сказала она. Председатель "Мемориала" Светлана Ганнушкина также заявила, что она непосредственно не участвовала в экспертизе. По словам председателя общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет" Кирилла Кабанова, все члены совета, "так или иначе связанные с Ходорковским, в процедуре не участвовали и повлиять на выводы экспертов не могли". Свои финансовые связи с бывшим главой "ЮКОСа" он при этом признал. А глава МХГ Людмила Алексеева заявила изданию, что не получала денег от "ЮКОСа" и "Открытой России".

Однако официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил "Коммерсанту", что сомнения в объективности выводов экспертов по делу "ЮКОСа" все равно остаются, поскольку тех выбирали люди, связанные определенными отношениями с осужденным. Они же формировали вопросы для экспертов, а затем и делали выводы.

Напоминаем, в декабре 2011 г. президентский совет обнародовал результаты общественно-правовой экспертизы по так называемому "второму делу "ЮКОСа" в отношении Михаила Ходорковского и его бизнес-партнера Платона Лебедева. Экспертная группа не обнаружила в действиях осужденных признаков состава преступления, а в самом деле были выявлены многочисленные нарушения. Совет рекомендовал Генеральной прокуратуре обжаловать приговор, а СКР было предложено решить вопрос о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам и расследовании оснований пересмотра данного дела. Как уточняет "Коммерсант", эти обращения были отклонены на основании, что "заключения и мнения, базирующиеся на непроцессуальном исследовании документов", основанием для пересмотра приговора не являются. Выводы совета адвокаты осужденных использовали для подачи жалоб на приговор в Верховный суд России, а правозащитники — для включения М.Ходорковского и П.Лебедева в так называемый список 32 политзаключенных, законность приговоров которым по поручению президента проверяет Генпрокуратура.

"