Posted 2 апреля 2004,, 09:33

Published 2 апреля 2004,, 09:33

Modified 16 августа 2022,, 21:39

Updated 16 августа 2022,, 21:39

Слабость аргументации

2 апреля 2004, 09:33
"Транснефть" снова хочет повысить тарифы В середине марта стало известно, что "Транснефть" подала заявку в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) об увеличении тарифов на прокачку нефти по магистральным нефтепроводам. По данным Прайм-ТАСС, нефтетранспортная монополия просит повысить ставки как минимум на 5%.

"Транснефть" снова хочет повысить тарифы

В середине марта стало известно, что "Транснефть" подала заявку в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) об увеличении тарифов на прокачку нефти по магистральным нефтепроводам. По данным Прайм-ТАСС, нефтетранспортная монополия просит повысить ставки как минимум на 5%. Просьба о повышении тарифов выглядит небесспорной, если учесть, по крайней мере, несколько обстоятельств.

Во-первых, тарифы на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам в России последний раз изменились совсем недавно - с 1 января 2004 г. они выросли в среднем на 8,62%. В ноябре 2003 г., когда ФЭК принимала соответствующее решение, в "Транснефти" объяснили, что компания вынуждена просить об этом, чтобы поспеть за инфляцией. Но успокоили нефтяников, сказав, что тарифы в 2004г. вырастут не более, чем на размер инфляции. Бюджет 2004 г. предполагает, что инфляция по итогам года составит не выше 10%, а по некоторым оценкам этот показатель будет еще ниже.

Во-вторых, как сообщили 30 марта "Ведомости", "Транснефть" и Сбербанк договорились о досрочном погашении кредитов, выданных нефтепроводной компании в рамках проекта расширения БТС, и снижении процентной ставки по ним.

Напомним, что Сбербанк в прошлом году предоставил "Транснефти" два транша кредитов на общую сумму 20 млрд руб. Первый кредит на 10 млрд был выдан в мае 2003 г. в равном соотношении в рублях и долларах сроком на 5 лет; второй, тоже на 10 млрд руб., - в октябре 2003 г. в рублях на 3 года. По информации "Ведомостей", договоренности "Транснефти" и Сбербанка о снижении процентной ставки и досрочном погашении касаются рублевой части кредита - т.е. речь идет о 15 млрд руб. Теперь срок погашения - февраль 2006 г., а процентные ставки снизятся с 10-10,5% до 8%.

Готовность "Транснефти" досрочно рассчитаться со Сбербанком свидетельствует о том, что финансовое положение компании более чем устойчивое. К тому же, по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, возвращаться кредиты будут не путем привлечения новых займов на более выгодных условиях, а за счет собственных средств.

Наконец, обращает на себя внимание аргументация заявки об увеличении тарифов. По информации Прайм-ТАСС, она связана с необходимостью нефтепроводной монополии компенсировать выпадающий из текущего оборота компании уплаченный НДС за услуги подрядчиков и материалы при строительстве БТС. Примечательно только, что "Транснефть" хочет получить эту компенсацию за счет нефтяников. По действующему законодательству государство при капитальном строительстве возмещает НДС, но не сразу, а после сдачи объекта в эксплуатацию. Таким образом, НДС, уплаченный "Транснефтью" в рамках проекта расширения Балтийской трубопроводной системы, будет возвращен компании по окончании работ. Тариф же нефтяникам возвращаться не будет.

В свете вышесказанного государственные регулирующие органы вправе критично оценить последнюю заявку "Транснефти" на повышение тарифов. Если, конечно, речь все еще идет об оценке, а не о легализации заранее согласованного решения.

OilCapital.ru

"