Posted 1 октября 2011,, 03:20

Published 1 октября 2011,, 03:20

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Пошлина на экспорт нефти из России с 1 октября рассчитывается по-новому, на основе режима "60-66"

1 октября 2011, 03:20
С 1 октября вступает в действие новый режим налогообложения нефтяной отрасли России, получивший название "60-66". В связи с изменением формулы расчета пошлина на экспорт нефти снижается примерно на 7%, пошлины на светлые и темные нефтепродукты - унифицируются на уровне 66% от пошлины на нефть.

С 1 октября вступает в действие новый режим налогообложения нефтяной отрасли России, получивший название "60-66". В связи с изменением формулы расчета пошлина на экспорт нефти снижается примерно на 7%, пошлины на светлые и темные нефтепродукты - унифицируются на уровне 66% от пошлины на нефть.

Соответствующее постановление подписал в конце августа председатель правительства РФ Владимир Путин.

Режим "60-66", сообщает РИА Новости, обсуждался в правительстве России с начала 2011 г., а в целом дискуссия об унификации ставок экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты продолжалась несколько лет.

Система "60-66" предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть посредством изменения формулы ее расчета. В частности, будет учитываться не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в $182,5 за тонну, а 60%. Кроме того, сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть. Постановление также предусматривает, что с 2015 г. ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.

Пошлина на экспорт бензина с мая была повышена с 60% до 90% от пошлины на нефть в связи с резким ростом цен на моторное топливо на внутреннем рынке и на фоне дефицита бензина в ряде регионов. В результате, как сообщал ранее статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, идея трансформировалась в "60-66-90", то есть сохранение при высоких ценах на нефть действующей повышенной ставки экспортной пошлины на бензин и те нефтепродукты, которые являются сырьем для его производства. Профильные министерства обсуждали пороговое значение цены на нефть, при превышении которого будет автоматически вводиться повышенная пошлина на бензин.

Предыдущая формула расчета пошлин, как предполагалось, должна была способствовать модернизации нефтеперерабатывающих заводов за счет большой разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты. На практике, нефтекомпаниям стал выгоден экспорт мазута, получаемого в результате первичной переработки, экспортная ставка на который была 46% от экспортной пошлины на нефть. Это привело к тому, что компаниям стало невыгодно инвестировать средства в строительство дорогостоящих установок по производству светлых нефтепродуктов. Также стало увеличиваться количество простых нефтеперерабатывающих заводов, прозванных участниками отрасли "самоварами".

Новый режим налогообложения, по замыслу его авторов, должен исправить эту ситуацию и, кроме того, дать нефтекомпаниям дополнительные средства на разведку новых месторождений и увеличение нефтеотдачи действующих за счет снижения ставки экспортной пошлины на нефть. Унификация пошлин на экспорт нефтепродуктов на уровне 66% сделает менее выгодным экспорт темных и более выгодным - светлых нефтепродуктов, и подтолкнет компании к увеличению глубины переработки на действующих заводах.

"Башнефть" и "Татнефть" понесут убытки

Новый режим налогообложения "60-66", по оценкам экспертов, в той или иной степени выгоден всем нефтекомпаниям, но две из них - ОАО "Башнефть" и ОАО "Татнефть" понесут убытки. Так, у "Башнефти" мощности НПЗ превышают объем собственной добычи и компания вынуждена закупать дополнительно нефть на рынке. "Татнефть" инвестирует средства в строительство крупного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Для компенсации возникающих убытков правительство рассматривало предложение по снижению НДПИ на некоторые месторождения компаний.

"Башнефть" оценила свои убытки, возникающие при введении нового режима налогообложения, в сумму порядка 150-200 миллионов долларов в год. По расчетам "Татнефти", ей необходима компенсация выпадающих доходов от нефтепереработки в размере 31 млрд руб. Минфин ранее оценивал потери этих компаний суммарно в 8-9 млрд руб. в год.

Замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов в конце сентября сообщил, что министерство считает возможным предоставить с 1 января 2012 года для "Башнефти" компенсации по налогу на добычу полезных ископаемых на месторождения высокосернистой нефти, а для "Татнефти" - по Ромашкинскому месторождению. Таким образом, две компании в четвертом квартале 2011 года будет нести убытки с момента вступления с 1 октября режима "60-66".

Пошлины в октябре

Экспортная пошлина на нефть из РФ с 1 октября 2011 года, рассчитанная по новым правилам и утвержденная постановлением правительства, снизится на $32,7, или на 7,4% - до $411,4 за тонну с $444,1 за тонну в сентябре. Льготная экспортная пошлина на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия составит с 1 октября $204,5 за тонну против действующей в сентябре $205,1 за тонну, пошлина на нефтепродукты - $271,5 за тонну против $297,5, на бензин - $370,2 за тонну с $399,7, СУГ - $196,6 со $192.

"