Posted 1 сентября 2009,, 08:39

Published 1 сентября 2009,, 08:39

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Здоровый прагматизм

1 сентября 2009, 08:39
"Роснефть" и "Газпром" решили не рисковать в разведочных проектах на шельфе Сахалина Нефть и Капитал В конце июня — начале июля госхолдинги открыли сезон буровых работ на сахалинском шельфе, заложив новые разведочные скважины на блоках бывшего проекта "Сахалин-3": "Роснефть" — на Венинском, "Газпром" — на Киринском.

"Роснефть" и "Газпром" решили не рисковать в разведочных проектах на шельфе Сахалина

В конце июня — начале июля госхолдинги открыли сезон буровых работ на сахалинском шельфе, заложив новые разведочные скважины на блоках бывшего проекта "Сахалин-3": "Роснефть" — на Венинском, "Газпром" — на Киринском. Обе компании решили уточнить строение и запасы уже открытых месторождений, которые предполагается вводить в эксплуатацию в 2014-15 годах.

В то же время в июне "Газпром нефть" заявила, что думает о досрочной сдаче лицензии на Лопуховский участок ("Сахалин-5"), а "Роснефть" в начале года отказалась от продления лицензии на Западно-Шмидтовский блок ("Сахалин-4"). Таким образом, государственные компании продолжают вкладывать деньги в шельфовые проекты, успех которых более вероятен, и отказываются от рискованных затрат. При этом, получив от правительства каникулы по НДПИ, даже в условиях кризиса они не идут на сокращение капиталовложений на шельфе Сахалина.

Два года назад те или иные планы по разведке на шельфе Сахалина строили только компании, акционером которых выступала "Роснефть". В 2006 году совместное предприятие "Роснефти" и ВР — "Элвари Нефтегаз" открыло на Кайганско-Васюканском участке месторождение Кайганско-Васюканское-море с весьма скромными для шельфа извлекаемыми запасами нефти. В 2007 году на Западно-Шмидтовском лицензионном участке были пробурены 2 скважины на структурах Тойская и Медведь, не вскрывшие продуктивных пластов. После этого партнеры по СП отказались от планов по бурению здесь дополнительных разведочных скважин, а вместо этого предпочли сосредоточиться на дополнительной детальной сейсморазведке на Кайганско-Васюканском, продлив для этого срок действия лицензии (подробнее см. "Лицензии — продлить, с бурением — не спешить!" в "НиК" №6, 2007 г.).

К реальной цели

С тех пор ситуация в регионе изменилась кардинально. Во-первых, неудачи на Западно-Шмидтовском блоке определили решение "Роснефти" и ВР не продлевать на него лицензию, срок которой истек в конце 2008 года. И с нынешнего года этот участок шельфа перешел в нераспределенный фонд недр.

Во-вторых, в этом году "Роснефть" потеряла надежду получить лицензию на Айяшский блок, на территорию которого, по мнению специалистов компании, заходят перспективные структуры принадлежащего ей Венинского блока. Напомним, что, пробурив Южно-Айяшскую скважину, "Роснефть" рассчитывала доказать этот факт. Однако компания столкнулась с непредвиденными геологическими осложнениями (аномально высоким пластовым давлением в целевом интервале разреза) и не смогла провести запланированные испытания в полном объеме. Тем временем по решению правительства, принятому в мае текущего года, Айяшский, как и Восточно-Одоптинский участок шельфа, будет передан "Газпрому".

Очевидно, предполагая такой ход развития событий, "Роснефть" еще в прошлом году скорректировала программу работ на Венинском блоке. Компания отказалась от продолжения исследований в северо-восточной его части и сосредоточилась на разбуривании прибрежных Венинских структур. В навигацию 2008 года она пробурила скважину Северо-Венинская-1 (блок-1), открыв на Северо-Венинской структуре газоконденсатное месторождение, запасы которой будут определены по результатам бурения в нынешнем году (по некоторым данным, не менее 100 млрд м3).

В самом конце июня нынешнего года началось строительство скважины №3 на Венинской структуре (первые две были пробурены в конце 80-х). А к октябрю планируется построить еще одну скважину — на блоке-2 Северо-Венинской структуры. Работы ведутся с СПБУ Transocean Shelf Explorer. В перспективе "Роснефть" рассматривает возможность освоения месторождения с берега с помощью наклонно-направленных скважин, подобных тем, что "Сахалинморнефтегаз" бурит на месторождении Одопту-море (Северный купол), а Exxon Neftegaz в рамках проекта "Сахалин-1" — на Чайво.

Помимо бурения, "Роснефть" рассчитывала в августе-сентябре провести сейсмические исследования 2D в транзитной зоне Венинского блока. В марте компания "Венинефть" провела общественные слушания по проекту сейсмики, в ходе которых, правда, не смогла получить его одобрения. Напротив, по данным анализа, проведенного "Экологической вахтой Сахалина", планируемые "Венинефтью" работы несут серьезную угрозу нерестовым миграциям лососевых в Ныйском заливе, поэтому, по предложению экологов, сейсмику стоит перенести на октябрь-ноябрь. Венинефть пошла навстречу и внесла определенные корректировки в программу сейсмики — полностью отказалась от работ в Ныйском заливе, оставив сейсмопрофили только в морской зоне, и перенесла сроки работ на сентябрь-октябрь.

Новый фаворит

В свою очередь, "Газпром", в 2007 году не имевший в числе своих активов разведочных блоков на сахалинском шельфе, существенно укрепился в регионе: получив решением правительства три блока "Сахалина-3", газовая монополия сравнялась с "Роснефтью" по числу разведочных проектов в регионе. Правда, на два блока — Айяшский и Восточно-Одоптинский — лицензии еще находятся в стадии оформления, и конкретных планов по их освоению "Газпром" пока не озвучил. А "Газпром нефть" в середине лета заявила, что изучает возможность сдачи лицензии на Лопуховский блок "Сахалина-5", перспективы освоения которого можно мягко назвать туманными (подробнее см. "Газпром нефть" хочет сдать "входной билет" на Сахалин" на стр. 10).

Зато "жемчужина" сахалинских перспектив "Газпрома" на данном этапе — Киринский блок — включает открытое еще в начале 90-х годов прошлого века одноименное газоконденсатное месторождение с запасами по категории АВС1+С2 75,4 млрд м3 газа и 8,6 млн тонн конденсата. (Кстати, открывшее месторождение предприятие "Сахалиннефтегазпром" на тот момент подчинялось концерну "Газпром", и теперь, можно сказать, справедливость восторжествовала.).

2 июля "Газфлот" приступил к бурению первой разведочной скважины Киринская-2 с полупогружной буровой платформы Doo Sung, арендованной у корейской KNOC. По результатам бурения, которое планируется завершить к 1 октября, "Газпром" рассчитывает прирастить не менее 30 млрд м3 запасов. Как заявил первый заместитель начальника департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти "Газпрома" Николай Кабанов, уже в 2012 году компания намеревается начать на промысле эксплуатационное бурение, а в 2014 — добычу.

В чем сила позиции "Газпрома"? На принадлежащем ему блоке расположено месторождение, для газа которого уже строится труба: в конце июля "Газпром" торжественно начал строительство магистрали Сахалин— Хабаровск, конкретно — участка Хабаровск–Влади восток (см. "Хорошо, но рано..." на стр. 17). Ввод в эксплуатацию ее первой очереди мощностью 7 млрд м3 в год приурочен к саммиту АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. При этом понятно, что к саммиту Киринское газа не даст, и по новой трубе пойдет газ "Сахалина-1" — думается, ExxonNeftegaz уже смирился с этим и теперь может пытаться играть только ценой своей продукции.

Это означает, что на самом деле запускать Киринское в обозначенный срок острой необходимости нет. А на сегодня сложно и представить себе, что "Газпром", тем более работая в одиночку, этот срок выдержит. Правда, в помощь монополии правительство приняло решение о предоставлении каникул по НДПИ компаниям, работающим на шельфе Охотского моря, и то, что эти работы продолжаются сейчас, на наш взгляд, нивелирует "выпады" о том, что эти льготы — на будущее.

К тому же уже в ближайшее время у монополии может появиться партнер — скорее всего, корейский. В прошедшем июне "Газпром" и KNOC подписали соглашение о совместном исследовании возможностей поставок российского газа в Корею. Если сторонам удастся договориться, будет убито сразу несколько зайцев. Во-первых, логично будет пригласить Корею к участию в освоении Киринского (видимо, неслучайно первую скважину бурят с платформы KNOC). Во-вторых, не менее логично будет слегка оттянуть сроки его ввода в эксплуатацию и дать все же возможность Exxon Neftegaz экспортировать газ. Пусть самостоятельность этого экспорта будет номинальной, однако, нарисовав его перспективы перед оператором "Сахалина-1", "Газпрому" будет легче вести с ним переговоры о покупке газа.

"Газпром" не обойдешь

"Роснефти", безусловно, сложнее. Компания Сергея Богданчикова не зря пыталась договориться с "Газпромом" о совместной работе на Сахалине. Ведь пока на Венинском открыты преимущественно газовые запасы. А на Кайганско-Васюканском участке "Сахалина-5" извлекаемые запасы нефти невелики (официально утверждены ГКЗ около 16 млн тонн), и компании логично провести сначала доразведку блока, хотя Богданчиков и заявлял 1,5 года назад, что его можно осваивать "прямо сейчас".

Однако эти "недостатки" не кажутся фатальными. Не стоит забывать, что партнером "Роснефти" выступает Sinopec, а значит, Венинский проект, скорее всего, не будет испытывать проблем с финансированием, и ввод месторождения в эксплуатацию по этому поводу задерживаться не будет. Китай заинтересован в импорте российского газа, при этом в последнее время сотрудничество Москвы и Пекина в нефтегазовом секторе, благодаря китайским кредитам, поднялось на новые высоты. Портить отношения, вставляя палки в колеса китайскому проекту на Сахалине — не в интересах Кремля. Значит, "Роснефти" и "Газпрому" придется искать приемлемую схему экспорта Венинского газа.

И здесь наиболее вероятный вариант — сжижение венинского газа в Пригородном. "Газпром" заинтересован в расширении экспорта сжиженного газа, но для строительства дополнительной очереди завода необходимы гарантированные объемы сырья. У "Роснефти" эти объемы, по сути, уже есть. Кроме того, для строительства завода необходимо финансирование, которое могут предоставить те же китайцы. Ведь Пекин заинтересован в том, чтобы газ, добытый с участием китайской компании, в итоге попал в Китай.

Сможет ли "Роснефть" получить за свой газ на Сахалине достойную цену — неизвестно. В качестве компенсации потерь от невозможности самостоятельного экспорта компания Сергея Богданчикова может пытаться купить у "Газпрома" его сахалинскую нефть. Кстати, к такому варианту развития ситуации располагает то, что на Сахалине, помимо двух консорциумов, реализующих проекты СРП, по сути, остались только "Газпром" и "Роснефть".

(Нефть и Капитал №7-8/2009)

"