Posted 1 августа 2013,, 10:30

Published 1 августа 2013,, 10:30

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

МЭР предлагает создать орган регулирования монополий на базе ФАС и ФСТ

1 августа 2013, 10:30
Минэкономразвития предлагает создать новый федеральный орган по регулированию естественных монополий, а также сеть его региональных отделений, говорится в законопроекте, опубликованном на сайте министерства в среду.

Минэкономразвития предлагает создать новый федеральный орган по регулированию естественных монополий, а также сеть его региональных отделений, говорится в законопроекте, опубликованном на сайте министерства в среду.

Как пояснил агентству "Прайм" источник в Минэкономразвития, проект поправок в закон "О естественных монополиях" предполагает создание регулятора на базе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). "Не должно быть дублирующих функций", - пояснил собеседник агентства.

Между тем, подчеркнул он, дискуссия между ведомствами пока продолжается, и окончательных решений по трансформации регулирующих органов и перераспределению их функций правительство пока не принимало. Об этом сообщаетРИА "Новости".

Помимо Минэкономразвития, в числе разработчиков поправок - ФСТ, ФАС, Минрегион и Минэнерго. Официальным представителем законопроекта при его рассмотрении Федеральным собранием РФ предлагается назначить замглавы ФСТ Ольгу Аллилуеву.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ ИЛИ ОБЪЕДИНЯТЬ

О возможном объединении ФАС и ФСТ в законопроекте напрямую не говорится. Речь идет лишь о том, чтобы перераспределить полномочия, в частности, передать закрепленное за ФАС согласование сделок, совершаемых естественными монополиями, новому органу.

Не исключено, однако, что новые полномочия получит ФСТ, ведь, как отмечается в законе, что в результате нововведений ей понадобятся 87 дополнительных сотрудников. Это потребует дополнительного фонда оплаты труда в сумме 53,7 млн руб. и расходов на их содержание в объеме 17,9 млн руб. Всего в расчете на 2014 г. увеличение бюджетных ассигнований составит 71,6 млн руб., а на 2015 и 2016 гг. расходы составят 71 млн руб. в год, говорится в проекте закона.

Как отмечает ФСТ, законопроект не предполагает создание нового федерального органа по регулированию естественных монополий - он конкретизирует полномочия ведомств, осуществляющих государственное регулирование.

Создание единого федерального органа исполнительной власти с передачей ему полномочий ФАС и ФСТ признала нецелесообразным рабочая группа профильного экспертного совета при правительстве, напоминает служба по тарифам.

ПРИТЯГИВАЮЩИЕСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

О том, что в правительстве идет обсуждение возможного слияния ФАС и ФСТ, в апреле этого года заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев, сославшись на поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова. Позднее в аппарате Шувалова уточнили, что таких поручений он не давал, но предлагал обсудить этот вопрос в рамках "открытого правительства".

ФСТ, со своей стороны, объявила, что выступает за оптимизацию и дальнейшее совершенствование регулирования, но окончательного решения об объединении двух регуляторов еще не принято. Эксперты, опрошенные агентством "Прайм" в апреле, сошлись во мнении, что объединение было бы полезно только в условиях своеобразной "революции" подходов к регулированию тарифов и выразили надежду на то, что слияние произойдет на базе ФАС.

Оба ведомства напрямую подчинены правительству. В задачу ФСТ входит регулирование естественных монополий и тарифов в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на транспорте, в портах, аэропортах и на услуги почтовой связи. ФАС отвечает за контроль и надзор за соблюдением антимонопольных законов, защищает конкуренцию на рынках и следит за прозрачностью госзакупок.

НОВЫЕ ОРГАНЫ И НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Законопроект предусматривает создание как федерального органа по регулированию естественных монополий, так и региональных. В связи с этим предлагается частично предать регионам ведение реестра субъектов естественных монополий, а также полномочия по началу и прекращению регулирования их деятельности.

К органам регулирования деятельности монополий в регионах предлагается отнести уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы регулирования субъектов РФ, при этом конкретизировав их функции и полномочия.

ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЕСТЕСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ

Как отмечается в законопроекте, Минэкономразвития предлагает отнести к сфере регулирования естественных монополий всего 30 тыс. субъектов предпринимательской деятельности.

По данным на 10 июля 2013 г. в реестр субъектов естественных монополий, опубликованный на сайте ФСТ, включено около 5,5 тыс. организаций.

К сферам, которые будут затронуты новым правовым регулированием, предлагается отнести услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Перечень остальных сфер естественных монополий, указанный в действующем законе, в поправках сохранен, за исключением захоронения радиоактивных отходов.

"Кроме того, нормы предлагаемого законопроекта распространяются на отдельные регулируемые в соответствии с действующим законодательством виды деятельности в электроэнергетике и теплоснабжении, не являющиеся естественно монопольными", - говорится в документе. Это, в частности, деятельность энергосбытовых и генерирующих компаний, теплоснабжающих организаций, не оказывающих услуги по передаче тепловой энергии.

СТИМУЛИРОВАТЬ МОНОПОЛИИ И ЗАЩИЩАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Как отмечается в пояснительной записке, проект закона разработан с целью введения "комплексного стимулирующего регулирования субъектов естественных монополий", которое будет направлено на их развитие и модернизацию, а также на защиту интересов потребителей их услуг.

В том числе законопроект подразумевает переход к стимулирующим методам ценового госрегулирования для повышения эффективности деятельности монополий. Поправки подразумевают, в частности, уточнение понятийного ряда и формулировок, установление ключевых целей и принципов регулирования.

Кроме того, предлагается систематизировать реестр естественных монополий с учетом судебной практики. Суды как правило вводят госрегулирование госрегулирование в отношении субъекта, если тот соответствует критериям естественной монополии, вне зависимости от того, присутствует ли он в реестре.

"