Posted 1 марта 2010,, 09:39

Published 1 марта 2010,, 09:39

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Прильнувшие к трубе

1 марта 2010, 09:39
Государство намерено усилить контроль над деятельностью мини-НПЗ Денис Фролов Планы по переходу на экологические стандарты топлива "Евро-3" с 1 января 2011 года могут остаться нереализованными, полагают аналитики рынка ТЭК. Большинство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), работающих на устаревшем оборудовании, к этому технически не готовы.
Сюжет
Евро-3

Государство намерено усилить контроль над деятельностью мини-НПЗ

Денис Фролов

Планы по переходу на экологические стандарты топлива "Евро-3" с 1 января 2011 года могут остаться нереализованными, полагают аналитики рынка ТЭК. Большинство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), работающих на устаревшем оборудовании, к этому технически не готовы.

Попытка перейти от топливного стандарта "Евро-2" к общемировым более совершенным с точки зрения экологии "Евро-3" и "Евро-4", тем самым улучшив качество нефтепродуктов, делается не впервые. Россия уже планировала перейти на "Евро-3" с 1 января 2009 года. Тогда возникла та же проблема технического перевооружения НПЗ: по расчетам экономистов, в модернизацию перерабатывающих заводов нужно было вложить около четверти триллиона долларов. Из-за высокой капиталоемкости проекта распоряжением правительства переход на новые стандарты был отложен.

Наряду с крупными переработчиками нефти на рынке действуют субъекты средней и малой переработки: мини-НПЗ, большей частью специализирующиеся на производстве так называемой темной нефти (низкой очистки). В свое время, в начале 1980-х годов, мини-нефтеперерабатывающие заводы появились в отдаленных уголках страны (на Крайнем Севере, в Якутии) и стали подспорьем для местной промышленности и личных хозяйств.

Однако позже "малые нефтепереработчики" стали осваивать более привлекательные местности с развитой инфраструктурой, на которых уже действуют крупные НПЗ, производящие более чем достаточно нефти для реального сектора экономики. Как отмечают участники рынка, в последние годы фактически началась экспансия мини-НПЗ — их число приблизилось к двумстам, однако около 70 процентов заводов находится в тени, не предоставляя в госорганы информацию об объемах потребляемого сырья и производстве нефтепродуктов. При этом они вплотную подошли к системе магистральных нефтепроводов.

В компании "Транснефть", которая является крупнейшим транспортером нефти,говорят, что на волне инвестиционной активности малых переработчиков в адрес компании посыпалось огромное число заявок на подключение к трубопроводной системе. По словам руководства компании, столь настойчивое внедрение "миноритариев" в систему магистральных нефтепроводов потенциально грозит нарушением целостности трубы и безопасности ее эксплуатации.

— Система такого бизнеса понятна,— говорит "РГ" руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, — примитивная переработка нефти в темные нефтепродукты, когда маржа получается за счет теневого экспорта без уплаты сборов и налогов.

Симонов отмечает еще один аспект ситуации вокруг мини-НПЗ: "понятно, что при функционировании таких доморощенных НПЗ возникает проблема и таможенного учета, и контроля поставок нефтепродуктов за рубеж".

Эти наболевшие для нефтяного пула проблемы обсуждались в ходе совещания по вопросам развития ТЭК, которое проводил президент Дмитрий Медведев ("РГ" писала об этом в номере от 15 февраля 2010 года). Представители нефтяного бизнеса видят суть проблемы в необходимости выравнивания экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, что, во-первых, позволит улучшить качество экспортной нефти, а во-вторых, сделает экспорт нефтепродуктов низкого качества менее привлекательным для мини-заводов (неучтенный экспорт нефтепродуктов низкой очистки остается главной статьей доходов большинства мини-переработчиков).

— Если исключить нелегальную составляющую бизнеса мини-заводов и законодательно отрегулировать пошлины, то нелегальные заводы просто не смогут выжить, — убежден Симонов.

Участники рынка говорят о том, что в настоящее время мини-переработчики помимо отдаленных регионов работают на Северном Кавказе, где кроме топливного дефицита существует масса лазеек для нелегального ведения бизнеса.

— Нередки случаи, когда под видом бензина АИ-92 продается бензин, который по октановости дотягивает максимум до АИ-80, — отмечают нефтяники.

Помимо рисков, которые создают мини-НПЗ для экономики ТЭК, существуют риски имиджевого порядка. По словам Симонова, нефтегазовый комплекс — сложное технологическое, производство, а глядя на примитивные НПЗ, создается впечатление архаичности отрасли, которая просто перегоняет нефть в мазут.

Одним из путей решения этой проблемы эксперт видит появление крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые могли бы выбирать поставщиков нефти и производить продукты высоких европейских стандартов.

"