Posted 24 октября 2013,, 11:34

Published 24 октября 2013,, 11:34

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

Цена на газ - не главная проблема контракта "Газпрома" c Китаем

24 октября 2013, 11:34
Цена на газ не является главной проблемой контракта "Газпрома" c Китаем - Пекин хочет получить от российского газового монополиста доступ к добычным проектам, считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Цена на газ не является главной проблемой контракта "Газпрома" c Китаем - Пекин хочет получить от российского газового монополиста доступ к добычным проектам, считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Он напоминает, что переговоры "Газпром" и китайской CNPC о подписании долгосрочного контракта на поставку трубопроводного газа из РФ длятся уже около 8 лет. Последний визит российской делегации во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым принес информацию об очередном согласовании принципа ценообразования на основе формулы, привязанной к корзине нефтепродуктов. Об этом сообщаетРИА "Новости".

"На моей памяти это происходит уже третий раз. Подписываем меморандум, базовые условия, получаем согласие на использование нефтяной привязки и начинаем новый круг танца с драконом. Расхожее мнение - все согласовано кроме базовой цены газа, так называемого Po, цены, по которой начнутся первые поставки газа через 3-4 года после подписания финального договора. Ее действительно нет, но, похоже, что не в ней дело", - сказал эксперт агентству "Прайм".

"Газпром" и CNPC заявляли о намерении до конца 2013 г. подписать контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Основные условия поставок компании согласовали и подписали в начале сентября. Во вторник было объявлено, что "Газпром" и CNPC договорились о формуле цены на российский газ и обсуждают технические условия поставок.

В марте главы "Газпрома" и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа в Китай по восточному маршруту. Глава российского холдинга Алексей Миллер тогда сообщал, что "Газпром" может получить от КНР аванс под поставки газа по отводу от газопровода "Сила Сибири", которые могут начаться в 2018 г. в объеме 38 млрд куб. м в год с возможным ростом до 60 млрд.

ДЕШЕВЛЕ НЕТ

Гривач напоминает, что несколько лет назад зампред правления "Газпрома", ведущий коммерческие переговоры с CNPC, уверял, что расхождение в цене с китайскими коллегами много меньше, чем писали тогда в прессе, не более $60.

Допустим, российский концерн хотел продавать газ на границе с КНР по европейским ценам, которые сейчас в среднем находятся на уровне $360-380 за тыс. куб. м. Это гораздо меньше, чем цена сжиженного природного газа, импортируемого китайскими компаниями на восточное побережье ($600-700 за тыс. куб. м в 2012 г.) и даже дешевле, чем стоит туркменский газ на западной границе Китая.

"И нет никаких оснований считать, что будущие поставки австралийского СПГ окажутся дешевле. К примеру, контракт той же PetroChina на закупку у ExxonMobil 2,25 млн тонн сжиженного газа ежегодно в течение 20 лет c проекта Gorgon был оценен в $41 млрд. Не сложно подсчитать, что одна тонна СПГ стоит $911, или $700 за тыс. куб. м", - полагает эксперт.

КОНТРАКТ НУЖЕН ВСЕМ

По его мнению, даже политика регулирования цен на внутреннем рынке в КНР не является столь явным препятствием. Оптовая цена газа в провинциях, где у PetroChina находятся терминалы по приему СПГ (Ляонин и Цзянсу), составляла в 2012 г. $560-620 за тыс. куб. м. Российский газ должен прийти на северо-восток страны, газификация которого идет в настоящее время за счет импорта сжиженного газа.

К тому же минувшим летом в Китае была проведена реформа системы ценообразования. Новые потребители смогут покупать газ только по цене, привязанной к дизелю, а для "старых" проведена индексация на 14%.

"Более того, этот самый северо-восток просто-напросто задыхается без газа. Достаточно посмотреть фотографии Харбина и других крупных городов в этой части страны, которые после начала отопительного сезона окутал плотный смог. Видимость метров десять, в школах отменили занятия. Мрак, в прямом и переносном смыслах этого слова", - говорит эксперт.

"Газ нужен, цены даже с нефтяной привязкой не такие уж и высокие, внутренний рынок вполне готов даже с точки зрения конкурентоспособности газа в качестве топлива для городского хозяйства", - считает Гривач.

При этом России и "Газпрому" этот договор нужен не меньше. Это важнейшее условие развития газовой сети в Восточной части страны и настоящая диверсификация экспорта в условиях, когда главный покупатель - Европа - не хочет давать гарантий сбыта. Тем не менее, отмечает эксперт, контракт все еще не подписан, хотя любое промедление тормозит инвестиции в развитие ресурсной базы и газотранспортной инфраструктуры и, соответственно, отдаляет срок начала поставок.

В ЧЕМ ДЕЛО?

"Так в чем же проблема? Китай хочет получить от "Газпрома" доступ к добычным проектам, стать совладельцем ресурсной базы. Это и возможность снизить эффективную цену или заработать на разнице себестоимости добычи и цены продажи газа на границе, и вопрос энергетической безопасности", - отмечает Гривач.

"Вполне разумное стремление. Вопрос в том, что предлагается взамен. Похоже, ничего, кроме самого контракта на закупку газа. Но этот контракт нужен Пекину ничуть не меньше, чем Москве. И зачем в таком случае отдавать покупателю запасы газа, не получая возможности делать бизнес на его территории?", - удивляется эксперт.

Он приводит в пример опыт "Роснефти" и НОВАТЭКа , которые планируют привлечь CNPC в добычу на Среднеботуобинском месторождении в Якутии и на Южно-Тамбейском месторождении ("Ямал СПГ") соответственно.

"Но у них явно иные резоны, а именно борьба за право экспорта газа. "Ямал СПГ", что называется кровь из носу, был нужен партнер и покупатель в АТР к Петербургскому форуму. Это было одно из негласных обязательств владельцев НОВАТЭКа, лоббировавших либерализацию экспорта СПГ, перед руководством страны. Китайцы оказались как нельзя, кстати. Плюс Китай охотно дает дешевое финансирование проектам, в которых участвует", - отмечает эксперт.

По его словам, будущее совместное предприятие "Роснефти" с китайской госкомпанией в Якутии тоже подразумевает далеко идущие аппаратные планы - получить аргументы для самостоятельного экспорта газа в Китай.

"