Posted 13 октября 2016,, 13:09

Published 13 октября 2016,, 13:09

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

«Турецкий поток» восстановит доверие Москвы и Анкары

13 октября 2016, 13:09
Эксперты уверены, что создание правовой базы для «Турецкого потока» – это несомненное достижение Российской Федерации. Однако и от сложностей этот проект еще не застрахован. И главной из них может стать позиция Анкары, которая способна потребовать для себя больших дивидендов после начала строительства газопровода.

В экспертном сообществе не вызывает сомнений, что подписанное на днях межправсоглашение по строительству новой газовой артерии – «Турецкий поток» – для экспорта российского «голубого топлива» в Турцию, а также центральные и южные страны ЕС, имеет для России очень важное геополитическое значение.

В случае полной реализации данного проекта, новый газопровод позволит фактически свести к минимуму значение украинского транзита. Но даже если труба будет проложена только до Турции, то есть, проведена первая нитка газопровода, России все равно удастся построить независимый от Украины газовый коридор для снабжения энергетическим и химическим сырьем второго после Германии по объемам потребления газа рынок – турецкий.

Эксперты уверены, что создание правовой базы для «Турецкого потока» – это несомненное достижение Российской Федерации. Однако и от сложностей этот проект еще не застрахован. И главной из них может стать позиция Анкары, которая способна потребовать для себя больших дивидендов после начала строительства газопровода.

«Турецкий поток» поторопили

10 октября министры энергетики России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак в присутствии президента России Владимира Путина и президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». По словам российского лидера, вопрос предоставления турецкой стороне скидки к цене на поставляемый российский газ был урегулирован.

На следующий день, 11 октября, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что строительные работы по проекту начнутся в 2018 году. Согласно условиям соглашения, 100% морского участка «Турецкого потока» будут принадлежать России, сухопутная часть — Турции. По словам главы «Газпрома», скидка на природный газ, предоставляемая Россией турецкой нефтегазовой компании Botas, будет увязана с «объемами поставок российского газа на турецкий рынок». Он также добавил, что нынешняя цена уже и так весьма конкурентоспособна.

Впрочем, уже 12 октября пришло сообщение о том, что укладка трубопровода «Турецкий поток» начнется в 2017 году. Окончание работ по строительству как морского, так и сухопутного его участков запланировано на 2019 год, заявил министр энергетики РФ Александр Новак. «Сначала будут проведены изыскательские работы, подготовлено технико-экономические обоснования, проектно-сметные документации. И после этого начнется укладка трубопровода, и эта работа начнется в 2017 году», – цитирует Новака «Прайм».

Новак особо отметил, что переговоры с турецкими партнерами проходят очень конструктивно и все необходимые документы для начала работ по проекту уже получены. Отраслевые аналитики указывают на то, что данный газопровод важен не только для России, но и для Турции. Более того они не исключают, что уже в недалеком будущем Москва и Анкара могут создавать независимые консорциумы, способные заниматься энергетическими проектами в третьих странах.

Шаг к решению украинского транспортного вопроса

Востоковед Саид Гафуров отмечает, что в 2018 году закончатся контракты на поставки газа по украинскому транзиту, поэтому России надо поторопиться, что бы исключить украинский фактор в вопросе транспортировки «голубого топлива» в ЕС. «Вероятность реализации этого проекта очень высока, хотя возможно и очень сильное противодействие. Сейчас мы стали заложниками украинских событий. К 2018 году заканчиваются долгосрочные контракты на поставки газа через украинский транзит. В сложившейся ситуации продлять эти контракты для РФ неприемлемо. «Турецкий поток» становится главной и фактически единственной альтернативой для транспортировки российского газа на Юг ЕС. Это основная ставка России по решению украинского вопроса. Поэтому для России строительство «Турецкого потока» принципиально важная задача», – заявил Гафуров в интервью «Нефти и Капиталу».Он также указал на то, что дальнейшая транспортировка газа в ЕС уже во многом будет зависеть от турецких партнеров, поэтому Москва сможет разделять ответственность с Анкарой.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев также считает, что России нужно спасать ЕС от последствий развала газотранспортной системы Украины. «Газотранспортная система Украины требует для поддержания в рабочем состоянии 200 млн долларов в год. Украина максимум тратит 20 млн долларов, поэтому компрессоры, контрольно-измерительная аппаратура приходят в негодность. Система работает на 25% своей мощности. По оценке специалистов, к началу или к середине 2020 года газотранспортная система Украины умрет. Холодная зима 2020-2021 года угрожает Юго-Восточной Европе. Она вызовет неконтролируемую социальную реакцию со стороны населения ЕС против России. Нужно выходить из этого положения», – заявил Танкаев Национальной службе новостей.

Газопровод не терпит спешки

По мнению директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, на сегодняшний день никаких серьезных препятствий для реализации данного проекта нет, однако в дальнейшем они могут возникнуть: «Есть одна специфическая особенность политической элиты Турции. Дело в том, что пока в проект не вложены серьезные средства, Анкара обеспечивает режим полного благоприятствования.

Однако когда турецкие власти решат, что данный газопровод очень нужен Москве, они могут потребовать для себя новых дивидендов. В этой ситуации очень важно, что бы после известных событий октября прошлого года, когда был сбит российский самолет Су-24, между нашими странами не только началось восстановление доверия, а произошло восстановления доверия. Для реализации столь важных стратегических проектов, Россия должна быть уверена, что позиция Турции не будет постоянно колебаться», – сообщил эксперт порталу «Нефть и Капитал».

В связи с этим Дмитрий Журавлев считает, что РФ пока не нужно форсировать строительство нового газопровода.

Конкуренты могут присоединиться

Согласно экспертной оценке, потенциальные конкуренты России по поставкам трубопроводного газа в ЕС – Иран и Туркмения не будут против строительства «Турецкого потока», более того они могут присоединиться к проекту.

Так, Саид Гафуров уверен, что Туркмения сможет производить свои поставки газа по новому газопроводу: «Туркменистану, мне кажется, пока не выгодно поставлять свой газ в ЕС. Для них гораздо важнее китайский рынок, хотя возможно они и хотели бы диверсифицировать свои поставки. В любом случае, чисто технически, они могли бы присоединиться к «Турецкому потоку».

Что касается Ирана то не стоит забывать, что на севере этой страны газа мало, поэтому Тегеран и не возражает против нового газопровода», – заметил эксперт.

Дмитрий Журавлев также считает, что у Туркмении есть все технические возможности для транспортировки своего газа в ЕС через «Турецкий поток». Иран не будет противостоять этому проекту по политическим причинам: «Для Ирана, гипотетически, «Турецкий поток» может стать конкурентом, если в стране будет активно развиваться добыча газа и прокладываться новые транспортные коридоры для дальнейшей транспортировки сырья в ЕС. Но и в этом случае Тегеран предпочтет сохранять хорошие политические и экономические отношения с Россией, поэтому, скорее всего, не станет противостоять данному проекту», - отметил эксперт.

Не нужен нам берег болгарский

Стоит отметить, что «Турецкий поток» – это не первая попытка России уйти от украинского транзита для снабжения газом юга Европы. Изначально Россия собиралась построить газопровод через Болгарию – «Южный поток», причем активная реализация этого проекта даже началась, но затем София под давлением США, затормозила его строительство, да так, что в конечном итоге Россия была вынуждена искать альтернативные «дороги» к промышленному северу Италии – конечному пункту этого газопровода.

«Южный поток» (SouthStream) — нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Далее его две ветки должны были пройти через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты так и не были утверждены.

Согласно первоначальным планам проекта, строительство газопровода «Южный поток» могло быть начато в ноябре 2010 года, однако в ходе дальнейших разработок проекта было объявлено, что начало строительства запланировано на 2013 г.

В феврале 2013 г. совету директоров оператора проекта «South Stream Transport AG» был представлен план, по которому реализация «Южного потока» должна была начаться 7 декабря 2013 г. По плану газопровод должен был начать свою работу в 2015 году.После обострения российско-турецких отношений в 2015 году «призрак» «Южного потока» вновь начал появляться на страницах болгарских СМИ.

По мнению российских экспертов, в настоящее время София сильно сожалеет о потерянной выгоде, так как положение энергетического хаба сулило ей немалую выгоду: «Как сильно Болгария рыдает по «Южному потоку»! Они прекрасно понимают, сколько рабочих мест, транзитных денег и возможностей развития для собственной инфраструктуры они потеряли. Не исключено, что будет вторая очередь «Турецкого потока», которая затронет Болгарию. Но это пока обсуждается только самой Болгарией», – считает Рустам Танкаев.

Справедливости ради надо заметить, что пока ни один из «потоков» так и не был построен, поэтому на сегодняшний день нельзя исключать ни один из возможных сценариев и маршрутов транспортировки российского газа. Вероятно, что кусок «транзитного пирога» удастся получить Болгарии или какой-либо третьей стране.

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать лишь о том, что в ближайшее время «Турецкий поток» столкнется с резкой критикой со стороны Вашингтона, подконтрольной ей Энергетической комиссией ЕС, а также Киева. Вот как пишет о заключении межправсоглашения России и Турции по строительству «Турецкого потока» украинское издание «Zn.ua»: «Это плохая новость для Украины. Даже одна ветка «Турецкого потока», проложенная через Черное море в Турцию, уменьшит наш транзит на 16 млрд куб. м». Поэтому легкого решения проблемы продления «Турецкого потока» из Турции на территорию ЕС ждать не стоит.

Екатерина Дейнего

"