Posted 2 октября 2012,, 06:10

Published 2 октября 2012,, 06:10

Modified 20 августа 2022,, 20:20

Updated 20 августа 2022,, 20:20

Казахстан может в будущем поставлять нефть по Баку-Тбилиси-Джейхан - Миннефти Казахстана

2 октября 2012, 06:10
Казахстан может в перспективе поставлять нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в случае "приемлемых коммерческих условий", заявил министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев выступая в Астане в ходе форума "Казэнерджи".

Казахстан может в перспективе поставлять нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в случае "приемлемых коммерческих условий", заявил министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев выступая в Астане в ходе форума "Казэнерджи".

"Через морпорт Актау (казахстанский порт на Каспийском море) в 2012 г. будет отгружено 8 млн тонн, далее эти объемы идут частично через Махачкалу на Черное море, частично через Баку до Батуми. Разумеется, часть этих объемов в будущем может поступать и в трубу Баку-Тбилиси-Джейхан в случае наличия там свободных мощностей и - что важно - наличия приемлемых для нас коммерческих условий", - сказал Мынбаев.Об этом сообщаетРИА "Новости".

При этом, по его данным, по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в 2012 г. ожидается транспортировка 29 млн тонн казахстанской нефти. "Сейчас реализуется проект по его (КТК) расширению, что позволит транспортировать 52 млн тонн казахстанской нефти ежегодно. Всего там три фазы по расширению, срок окончания третьей фазы - 2015 г., работы идут по графику, это для нас наиболее эффективное направление", - прокомментировал министр.

По трубопроводу Атырау-Самара, по его сведениям, в 2012 г. будет транспортировано 15 млн тонн. "Этот трубопровод остается для нас одним из ключевых маршрутов, пока мы не планируем расширения экспорта по данному направлению", - отметил он.

"Казахстан-Китай, экспорт в 2012 г. - 11 млн тонн, мы планируем его расширение до 20 млн тонн, соответствующее соглашение находится в проработке и технологически это осуществить мы можем достаточно быстро", - продолжил глава Миннефти.

Помимо этого, он упомянул железнодорожные перевозки нефти, которые, хоть и "выполняют роль резервного транспорта", позволяют транспортировать "объемы сейчас немалые - это семь миллионов тонн по году".

"За пределами 2020 г. с учетом роста добычи может ожидаться некоторая нехватка мощностей, но, во-первых, эта нехватка будет продолжаться не столь долгий период, во-вторых, пока есть время для принятия решений о возможном наращивании мощностей по тем или иным направлениям, это возможно и в Китай, это возможно и транскаспийское направление, и по железной дороге, посмотрим, где удобнее, где коммерческие условия окажутся наиболее приемлемыми", - добавил Мынбаев.

Он отметил, что Казахстан находится в центре между ключевыми рынками потребления нефти, Европы и Китая. "Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море, по трубе БТД, не говоря уже о рынках Афганистана и Узбекистана, и, тем не менее, с точки зрения объемов экспорта главные экспортные рынки для нас - это ЕС и Китай", - резюмировал он.

БТД имеет протяженность 1773 км. Нефтепровод проходит по территории трех стран - Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км). Проектная пропускная мощность - 50 млн тонн нефти в год, или один млн барр. в сутки. Владельцем нефтепровода является международный консорциум BTC Co, его акционеры - BP (30,1%), Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,7%), TPAO (6,5%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,4%). Нефтепровод вступил в строй 25 мая 2005 г., когда был открыт его азербайджанский участок. 12 октября 2005 г. состоялось торжественное открытие грузинского участка.

"