Российские компании будут совместно развивать «зеленые» топлива

Российские компании будут совместно развивать «зеленые» топлива
Российские компании будут совместно развивать «зеленые» топлива
31 марта, 12:49DownstreamЮлия Шершнева
На конференции «Зеленые дизель и керосин», открывшей новый цикл мероприятий FutureFuels, эксперты отрасли обозначили путь России в сфере развития «зеленых» топлив.

Российским компаниям нужно объединяться, чтобы вместе разрабатывать и применять экологические топлива, потому что даже в текущей политической и экономической ситуации фокус на «зеленую» энергетику будет сохраняться.

15 марта в Москве прошла первая в России конференция «Зеленые дизель и керосин», которая открыла цикл мероприятий Future Fuels, посвященных топливам будущего. Организаторами выступили CREON Energy и Центр мониторинга новых технологий (ЦМНТ). Конференция была посвящена памяти выдающегося ученого-нефтепереработчика, специалиста по технологиям производства автомобильных и авиационных бензинов и присадок к ним, доктора технических наук, профессора Вячеслава Емельянова. В 2022 году ему бы исполнилось 80 лет.

«Невзирая на санкции повестка декарбонизации и энергоэффективности сохранят свою актуальность на десятилетия. Поэтому нашей отрасли нужно сейчас решать, кто будет развивать направление «зеленого» топлива на российском рынке, в каких объемах и на каких мощностях, — заявил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. «Сегодня мы с вами стоим у истоков зарождения очень перспективной отрасли, которая определит будущее экологичной мобильности на поколения вперед», подчеркнул он.

В дискуссии приняли участие представители КПМГ, РН-Аэро, Роснефти, ЦДУ ТЭК, 25-го ГосНИИ химмотологии Минобороны России, Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, ВНИИ НП, компаний Газпром нефть и Газпромнефть — Промышленные инновации, Киришинефтеоргсинтез, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина и другие.

Отрасли «зеленого» топлива нужен регулятор

Как бы ни сложилась трансформация экспортных потоков, российские компании неизбежно столкнутся с требованиями низкоуглеродного регулирования и будут вынуждены использовать возобновляемые компоненты для топлив. И те производители, которые сейчас смогут найти мотивацию и ресурсы для низкоуглеродного развития, получат уникальные конкурентные преимущества в любом мире — с санкциями или без, не так важно, согласились участники конференции.

Но чтобы воплотить эти планы в жизнь и выйти на рынок новых инициатив и проектов, в России необходимо создать контролирующий и регулирующий орган, который отвечал бы за развитие «зеленых» топлив и объединяющий усилия разных корпораций — с такой инициативой выступила российская «Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков».

«Если государство не создаст четкую программу и не назначит ответственных, мы, к сожалению, дальше не продвинемся. Компаниям нужно забыть про амбиции, разделить направления и только так работать на будущее — и это будет касаться не только „зеленых“ топлив, но и других отраслей: обеспечения запчастями (отдельные элементы для компрессоров для нефтепереработки и нефтехимии можно заместить), разработки катализаторов и далее по списку», — заявил Александр Иванов, генеральный директор Ассоциации.

По мнению Иванова, притормаживать разработки SAF в России нельзя, даже несмотря на то, что ключевой драйвер его развития исходит из требований по использованию этого топлива в Европе, куда российские самолеты временно не летают. «В будущем вопросы экологии и жизни в едином пространстве снова выйдут на первый план», — подытожил Иванов.

С ним согласился руководитель рабочей группы при Минэнерго, завкафедрой технологии переработки нефти РГУ имени Губкина Владимир Капустин: «Нам нужно приспосабливаться к ситуации сейчас и поднимать новые вопросы. Среди них, безусловно, один из важнейших — импортозамещение. В таких условиях нельзя оставлять без поддержки и науку: нужно вести поиск разработок, проводить семинары по обмену опытом. Нам нужно делать все, чтобы наработать конкурентоспособность и найти свое место», — заявил он.

Развитие отрасли: «озеленить» дизель и найти южных партнеров

По статистике, до конца февраля 2022 г. Россия производила в два раза больше дизельного топлива, чем требовал внутренний спрос, больше ориентируясь на экспорт. По данным генерального директора ЦМНТ Михаила Ершова, при продолжении модернизации НПЗ в стране и полной реализации планов по вводу новых установок гидроочистки, гидрокрекинга, замедленного коксования ожидался рост производства дизельного топлива еще на 16,1 млн. тонн к 2025 году.

Однако теперь тренд на увеличение производства, по оценкам аналитиков, выглядел бы странным, так как структура топлив в Европе — а именно на нее всегда приходилась большая часть российского экспорта — стремительно меняется. По данным ЦМНТ, за пять лет объем рынка нефтяных топлив от общего объема топливного рынка в Евросоюзе снизится на более чем 10% — с 92,5 до 81,6%. Больше всего в ЕС стимулируют производство топлив из передового сырья, в том числе SAF и «зеленый» дизель.

«В качестве биодизеля в мире нашли свое применение только два компонента: эфиры метанола и жирных кислот (FAME) и гидрогенизированные масла и жиры (HVO). Из-за отсутствия ограничения по максимальной концентрации ввода и более высоких эксплуатационных характеристик HVO является более ценным продуктом, сохраняющим свою перспективность при долгосрочном планировании. Однако этот вид топлива и стоит дороже», — отметил Михаил Ершов.

Поиск новых рынков сбыта и сохранение потенциала по сырью

Из этого следует, что, во-первых, России нужно найти новые рынки для сбыта топлива, так как профицит по этим топливам уже существует. Поиск партнеров Россия может начать на дефицитных рынках стран Африки и Южной Америки. Китай и Индия для этого не подойдут, так как они такие же профицитные, как и рынок РФ: на графике дефицитные рынки обозначены красным, а профицитные — зеленым.

Во-вторых, тенденции в Европе и других странах показывают, что «зеленые» топлива занимают все более перспективную нишу. И в этом плане у России высокий потенциал по сырью. В частности, из РФ рапсовое масло ранее экспортировалось в ЕС для производства биодизеля. Помимо растительных масел в России существует потенциал по сбору продвинутых видов сырья: порядка 160-240 тыс. т талловых масел и около 80-150 тыс. т отработанных кулинарных масел и жиров, которые также поставлялись за границу. «У России есть потенциал, чтобы производить биотоплива самостоятельно и поставлять на рынок не только сырье, но и этот продукт или закрывать биотопливом свои потребности», — заключил Михаил Ершов.

Рынок авиатоплив: экспериментировать с НПЗ

В области производства устойчивого реактивного топлива Еврокомиссия разработала и предложила к внедрению механизм, который значительно усилит существующую систему стимулирования декарбонизации авиации (механизмы СТВ и CORSIA). В 2025 году все собственники транспортно-заправочных комплексов в аэропортах ЕС будут обязаны заправлять воздушные суда вне зависимости от направления их полетов топливом, состоящим из смеси нефтяного авиакеросина и SAF, а также обеспечить возможность заправки «зеленым» топливом в третьих странах или уплачивать штрафы.

«Это нововведение окажет значительное влияние на российских производителей авиакеросина. Под угрозой экспортные поставки в ЕС (ожидается увеличение выработки авиакеросина на 1,5 млн т к 2030 году) и снижение спроса в российских аэропортах в результате сокращения практики танкерования зарубежных авиакомпаний», — сказал Михаил Ершов.

Наиболее распространенные технологии получения SAF — из масляного сырья. Однако больше потенциала по производству SAF эксперты увидели у водорослей, лигноцеллюлозы и сахаров. Кроме того, ЦМНТ разработал собственную комбинированную технологию производства из масложирового сырья, с помощью которой можно получить не только HVO и SAF, но и:

  • Бионафту — пользуется высоким спросом у ведущих нефтехимических компаний как низкоуглеродное сырье пиролиза.
  • Биопропан — может быть сертифицирован как низкоуглеродное газомоторное топливо.
  • GLY — биоглицерин, находит широкое применение в том числе в качестве крупнотоннажного сырья получения эпихлоргидрина и пропиленгликоля.
  • AWA — противоизносная присадка к дизельному топливу. В настоящее время отечественное производство зависит от импортного сырья — ЖКТМ.

Улучшать и замещать иностранные технологии

Технологические аспекты производства биотоплив рассмотрели в «Газпромнефть — Промышленных инновациях». В 2021 году этот технологический центр «Газпром нефти» консолидировал перспективные для нефтепереработки НИОКР по катализаторам, нефтехимии, биотехнологиям и «зеленым» технологиям.

В представленном технологическом обзоре выделены четыре поколения биотоплив, различающихся по типу используемого сырья и способу производства: пищевого и непищевого сырья, получаемого из водорослей или микроорганизмов с поглощением СО2. «Учитывая, непрерывность процессов нефтепереработки, для нее наиболее подходящим вариантом будет использование непищевого сырья», — заявил представитель ГПН ПИ.

На сегодняшний день самыми распространенными промышленными технологиями производства биотоплива являются HEFA и метод Фишера-Тропша. В российских реалиях наиболее перспективной может стать HEFA, так как у этой технологии лучше показатели по CAPEX и OPEX, больше доступного сырья и возможностей для интеграции в существующие НПЗ, говорится в презентации компании.

Экспортный потенциал: как работать с иностранцами?

Главным вопросом для российских разработчиков пока остается экспортный потенциал и взаимодействие с иностранными компаниями. «Пока эта тема подвешена в воздухе не только из-за политической и экономической повестки, но и из-за проблем со внедрением европейских стандартов биотоплив в России. Для этого, безусловно, понадобится время и тесное взаимодействие производителей, потребителей и государства», — подытожил представитель ГПН ПИ.

Еще одна проблема потенциально может быть связана с трансграничным углеродным регулированием. Как рассказал партнер КПМГ Владимир Лукин, органы по аккредитации независимых организаций, которые уполномочены осуществлять верификацию углеродоемкости продукции, имеют национальную привязку. В каждой стране существует свой аккредитационный орган. Действия этих органов взаимно признаются, если эти органы входят в единую организацию International Accreditation Forum. Росаккредитация не входит в международную систему, и поэтому ее заключения по верификации могут не признаваться в других странах.

Генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов подвел Итоги первой конференции Future Fuels: «Современные реалии требуют новых подходов к реализации проектов производства низкоуглеродного топлива. Игрокам отрасли необходим координирующий центр, который сможет объединить ВИНКи и компетентно распределить их усилия».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter