Posted 27 октября 2011,, 07:50

Published 27 октября 2011,, 07:50

Modified 20 августа 2022,, 20:23

Updated 20 августа 2022,, 20:23

В 2011 г. на экспорт будет поставлено 3,4 млн тонн из почти 12 млн тонн товарных СУГ - эксперт

27 октября 2011, 07:50
Потребление СУГ в России сильно сократилось в 2009-2010 гг., однако в 2011 г. восстановилось и почти вышло на докризисный уровень. При этом экспорт сжиженных газов стабильно рос на протяжении последних лет.
Сюжет
СУГ

Потребление СУГ в России сильно сократилось в 2009-2010 гг., однако в 2011 г. восстановилось и почти вышло на докризисный уровень. При этом экспорт сжиженных газов стабильно рос на протяжении последних лет, по итогам 2011 г. за рубеж будет поставлено 3,4 млн тонн из почти 12 млн тонн товарных СУГ. Такие данные представила руководитель отдела нефтепродуктовых рынков ИГ "Петромаркет" Александра Зубачева на конференции "СУГ 2011", прошедшей в октябре 2011 г.

В структуре производства товарных СУГ наиболее заметен пропан-бутан, на который приходится 40% выпуска, остальные объемы распределяются в основном между индивидуальными пропаном, бутаном и изобутаном, отметила эксперт.

При этом ГПЗ, НПЗ и установки ЦГФУ нефтехимических комбинатов играют примерно равную роль в производстве сжиженных газов в России. На нефтехимическую индустрию приходится более 50% потребления товарных СУГ в стране, однако потребляются в основном индивидуальные углеводороды (преимущественно изобутан и бутан), тогда как роль пропан-бутановой смеси в сырьевом балансе нефтехимии невелика. Автотранспорт, преимущественно легкогрузовой, потребляет около 2 млн т СУГ ежегодно, на коммунальные нужды уходит до 2 млн тонн газов в год, однако первый рынок постепенно увеличивается, тогда как второй сокращается за счет магистральной газификации природным газом.

До 2020 г. прирост производства СУГ в стране будет обеспечиваться за счет проектов утилизации ПНГ, освоения нефтегазовых месторождений Каспия, Восточной Сибири и Сахалина. Новыми крупными потребителями СУГ, по оценке А.Зубачевой, станут нефтехимические комплексы в Тобольске, Находке и Салавате мощностью по 1 млн т этилена каждый. Автопарк за те же годы сможет увеличить потребления СУГ не более, чем в 1,5 раза. Экспорт СУГ при их избытке внутри страны может увеличиться, причем география его существенно изменится. Сейчас основными потребителями российских СУГ являются Польша, Турция и Финляндия, на морские перевозки приходится только 30% объемов экспорта. Новые экспортные терминалы в Усть-Луге и Темрюке смогут увеличить объемы морского экспорта на 2,5 млн т ежегодно.

С точки зрения А. Зубачевой, рост экспорта связан с падением внутреннего спроса и недостаточными усилиями государства по его стимулированию.

Заместитель генерального директора "СГ-Транс" Дмитрий Калашников и другие участники конференции не согласились с этим утверждением, поскольку российская нефтехимия сейчас испытывает постоянный дефицит сырья и сжиженные газы в ее балансе заменяются нефтяным сырьем. "Незаменимым" является только сырье для каучуковых мономеров и эфирных топливных присадок, что и объясняет несоответствие структур производства и потребления СУГ в России. Что же касается использования СУГ для топливных нужд, то четко разграничить потребление автотранспортом и коммунальным сектором сложно из-за существования "серого" рынка автогаза, который предназначается бытовым потребителям. Главный инженер "СГ-Транс" Александр Скуратов напомнил аудитории, что нынешняя система государственного регулирования рынка СУГ, в том числе "балансовое задание" (поставки экспортерами фиксированных объемов бытового газа населению внутри страны по льготным ценам), частично унаследована от времен централизованного управления и планирования развития отрасли, которых больше нет.

"