Posted 25 марта 2016,, 05:54

Published 25 марта 2016,, 05:54

Modified 20 августа 2022,, 19:28

Updated 20 августа 2022,, 19:28

Инвестор из Японии готов вложить 65 млрд рублей в строительство терминала в Приморье мощностью 20 млн тонн

25 марта 2016, 05:54
Резидентом свободного порта Владивосток может стать российская "дочка" японской TOSEI Co., заявившая о намерении построить терминал мощностью 20 млн т в год, который обеспечил бы выход на рынки Азии мелким и средним производителям угля, пишет "Коммерсант". Инвестор исходит из того, что доступ к портам Дальнего Востока монополизирован крупными угледобытчиками, и малые компании не могут выйти на азиатский рынок.

Резидентом свободного порта Владивосток может стать российская "дочка" японской TOSEI Co., заявившая о намерении построить терминал мощностью 20 млн т в год, который обеспечил бы выход на рынки Азии мелким и средним производителям угля, пишет "Коммерсант". Инвестор исходит из того, что доступ к портам Дальнего Востока монополизирован крупными угледобытчиками, и малые компании не могут выйти на азиатский рынок. А мощность всех дальневосточных терминалов к 2017 году даже при условии выполнения планов по их модернизации составит 65,8 млн т, что "гораздо меньше требуемого".

Приморское ООО "Новый угольный терминал" (НУТ, на 100% принадлежит, по данным Kartoteka.ru, японской TOSEI Co., Ltd.) вчера в ходе заседания наблюдательного совета Свободного порта Владивосток (СПВ) получило одобрение заявки на проект специализированного терминала по экспорту угля в страны АТР. Сумма вложений должна составить 64,95 млрд руб. - 75% от суммарных заявленных инвестиций 29 компаний, чьи заявки вчера были одобрены для получения статуса резидентов СПВ. Суммарно СПВ может привлечь более 118 млрд руб., отчитался вице-премьер Юрий Трутнев.

"На первом этапе клиентами терминала могут стать предприятия Кузбасса, затем - Якутии и приморские, разрабатывающие Партизанский каменноугольный бассейн. Порт будет вынесен за 3,5 км от ближайшего населенного пункта, в устье реки Партизанской, чтобы решить проблему с угольной пылью. Малые глубины бухты не имеют значения, поскольку предполагается использовать технологию эстакады, выходящей на нужные глубины в море",- говорит собеседник „Коммерсанта". По его данным, проектирование должно завершиться к лету 2016 года, строительство займет около четырех лет.

Сейчас на Дальнем Востоке действуют два крупных специализированных угольных терминала: ОАО "Восточный порт" (структура "Кузбассразрезугля") и "Дальтрансуголь" в бухте Мучке (принадлежит СУЭК). Оба рассчитаны максимум на 20 млн т угля в год, остальные порты, включая Ванинский МТП, "Порт Посьет" (контролируются "Мечелом") и "Евраз- НМТП" (Evraz), переваливают по 3-7 млн т угля ежегодно. О планах по строительству угольных терминалов объявляли ТЭПК Руслана Байсарова (15 млн т на мысе Бурный в Хабаровском крае) и группа "Сумма" Зиявутдина Магометова (аналогичный по мощности терминал в бухте Врангеля в Приморье). Но проекты по разным причинам забуксовали.

Эксперты в отрасли выразили сомнение, что НУТ соберет для своего терминала заявленные объемы, поскольку собственной грузовой базы у компании нет. Также по их мнению вопрос вызывает транспортировка такого объема в порт: транспортный узел Находка-Восточный обеспечивает потребности действующих грузополучателей „впритык". Максимальная провозная способность того участка магистрали, к которому хочет присоединиться инвестор, без масштабной модернизации - 59-69 млн т. При этом уже сейчас на Восточный и Находку, по подсчетам экспертов, провозится 50,9 млн т. Для обеспечения заявленных портами узла 96 млн т грузов к 2020 году и 114 млн т к 2025-му нужно реконструировать магистраль, прокладывая третий путь и спрямляя высоты.

Цены на уголь в мире сейчас находятся на минимальных значениях, напоминает заместитель главреда MetalInfo Леонид Хазанов. Это связано со спадом потребления, в том числе со стороны металлургов Китая, "и предпосылок для роста пока нет". "Проект, очевидно, окупится далеко не сразу. Малым и средним компаниям он может быть интересен, если они решат развиваться в долгосрочной перспективе, а планы определяются ценами на рынке и тарифной политикой РЖД",- полагает он.

По мнению экспертов, TOSEI могла заявить проект в российском Приморье в том числе и для того, чтобы повысить стоимость компании и инвестиционный рейтинг, а в дальнейшем получить финансирование на какие-то другие цели, т.к. идея строительства терминала с заявленными параметрами, на взгляд экспертов, "кажется утопической". Об этом сообщаетТАСС.

"