Posted 22 июня 2012,, 07:45

Published 22 июня 2012,, 07:45

Modified 20 августа 2022,, 20:21

Updated 20 августа 2022,, 20:21

"Роснефть" построит в Подмосковье крупный НПЗ

22 июня 2012, 07:45
"Роснефть" намерена построить в Подмосковье новый нефтеперерабатывающий завод мощностью до 12 млн тонн нефти в год. Проект будет стоить $7 млрд, деньги для его реализации предоставит ВТБ. Новый НПЗ позволит стабильно обеспечивать столичный регион качественными нефтепродуктами, говорят в "Роснефти". Но Москва и область и без того обеспечены топливом, отмечают эксперты.

"Роснефть" намерена построить в Подмосковье новый нефтеперерабатывающий завод мощностью до 12 млн тонн нефти в год. Проект будет стоить $7 млрд, деньги для его реализации предоставит ВТБ. Новый НПЗ позволит стабильно обеспечивать столичный регион качественными нефтепродуктами, говорят в "Роснефти". Но Москва и область и без того обеспечены топливом, отмечают эксперты.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин и губернатор Московской области Сергей Шойгу в четверг подписали соглашение о сотрудничестве между нефтекомпанией и регионом, сообщила пресс-служба "Роснефти". Документ предусматривает, в частности, возможность строительства в области НПЗ мощностью до 12 млн тонн нефти в год. Завод будет выпускать моторное и авиатопливо стандарта "Евро-5", а также свыше 500 тыс. тонн современного модифицированного битума для строительства и ремонта автодорог. "Роснефть" обещает строить завод с учетом "самых высоких требований промышленной и экологической безопасности".

Строительство современного технологичного НПЗ будет способствовать созданию системы стабильного обеспечения Москвы и Московской области качественными, соответствующими экологическим требованиям нефтепродуктами, а также обеспечит дополнительные налоговые поступления в областной бюджет", - отмечено в сообщении "Роснефти". Также стороны договорились о расширении сети нефтебаз и автозаправочных комплексов "Роснефти" в Московской области.

Как сообщил журналистам Сергей Шойгу, стоимость нового проекта "Роснефти" составит $7 млрд, средства для этого предоставит ВТБ (отметим, что в тот же день "Роснефть" подписала соглашение с госбанком об открытии кредитной линии на 100 млрд руб. сроком на 5 лет). Строительство завода, предположительно, продлится 2,5-3 года. По словам губернатором, предприятие должно быть "чистым", оснащенным современным оборудованием и обеспечивать глубину переработки нефти в 98%, о чем сообщило РИА Новости.

С.Шойгу не озвучил, где будет построен новый завод "Роснефти", хотя место уже определено. Источники СМИ сообщают, что завод планируется возвести на участке возле деревни Мякинино под Коломной, куда ранее планировалось вывести из столицы Московский НПЗ (МНПЗ, принадлежит "Газпром нефти").

Как напоминает газета Ведомости, И.Сечин еще в 2008 г. предлагал остановить рост цен на нефтепродукты в РФ, построив НПЗ мощностью не менее 12 млн тонн. Тогда он оценивал проект в $8 млрд.

Аналитик "Номос-Банка", комментарий которого приводит издание, отмечает, что Московский регион является одним из крупнейших потребителей топлива. Его доля в российском объеме потребления бензина составляет порядка 20%, дизеля — чуть более 10%. При этом спрос растет опережающими темпами: с 2007 г. потребление бензинов в регионе увеличилось на 7% (до 6 млн тонн), а за последнее десятилетие — на 50%. Однако эксперт сомневается в целесообразности строительства в Подмосковье нового НПЗ. Дефицита топлива в Московском регионе нет, поскольку его обеспечивают сразу четыре завода: МНПЗ, Рязанский НПЗ ТНК-BP, Ярославский "Славнефти" и "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез".

Новый проект "Роснефти" ставит под вопрос судьбу МНПЗ, отмечает газета Коммерсант. Издание напоминает, что вопрос о закрытии нефтеперерабатывающего предприятия в черте города неоднократно поднимался общественностью и экологами, а весной у МНПЗ возникли проблемы со снабжением нефтью по аварийному нефтепроводу, проходящему через национальный парк "Лосиный остров". "Строительство нового НПЗ будет иметь смысл только в случае закрытия МНПЗ",— прокомментировал изданию аналитик "ИФД-Капитала" Виталий Крюков. К 2015-2016 гг., когда может начать работу новый НПЗ, модернизация действующих предприятий будет завершена, что приведет к избытку предложения топлива на внутреннем рынке, считает аналитик. По его предположению, "Роснефть" может предложить "Газпром нефти" принять участие в своем проекте при условии остановки МНПЗ.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, мнение которого также приводит "Коммерсант", полагает, что в Московском регионе вполне могут сосуществовать два НПЗ, поскольку, с одной стороны, емкость столичного рынка позволит принять дополнительные объемы нефтепродуктов, а с другой — из региона можно как поставлять нефтепродукты в южном направлении, так и экспортировать на Запад. Эксперт отмечает, что "Роснефти" не хватает нефтепродуктов: для обеспечения своих "регионов ответственности" компания вынуждена покупать по 150 тыс. тонн топлива ежемесячно.

Газеты также отмечают, что для одновременной работы в Московской области двух крупных НПЗ необходимо увеличить мощность системы нефтепроводов в регионе. По словам источника "Ведомостей", близкого к "Транснефти", будущий завод "Роснефти" планируется подключить к трубопроводу "Москва — Рязань", для чего придется увеличивать его мощность, которая сейчас рассчитана только на поставки на МНПЗ (его мощность также 12 млн тонн в год). Газете "Коммерсант" в "Транснефти" сообщили, что еще одним вариантом может стать прокладка нового нефтепровода вокруг Москвы, но этот вопрос не прорабатывался. А для снабжения МНПЗ в прежних объемах также потребуется увеличить в два раза пропускную способность Ярославского нефтепровода.

"