Posted 19 октября 2015,, 06:58

Published 19 октября 2015,, 06:58

Modified 20 августа 2022,, 19:29

Updated 20 августа 2022,, 19:29

Дешевый бензин для народа: когда его ждать жителям России?

19 октября 2015, 06:58
В начале октября министр энергетики Александр Новак принял участие в совещании, посвященном ходу выполнения программ модернизации нефтеперерабатывающих производств, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Министр, в частности, заявил, что в 2016 году поставки автомобильного бензина на внутренний рынок должны составить не менее 90% от объема производства. Впрочем, возможны и более жесткие меры: нефтяные компании в следующем году могут обязать продавать 95% или даже весь бензин внутри страны.

Единственный способ снизить цены на моторное топливо — запретить его экспорт.

В начале октября министр энергетики Александр Новак принял участие в совещании, посвященном ходу выполнения программ модернизации нефтеперерабатывающих производств, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Министр, в частности, заявил, что в 2016 году поставки автомобильного бензина на внутренний рынок должны составить не менее 90% от объема производства. Впрочем, возможны и более жесткие меры: нефтяные компании в следующем году могут обязать продавать 95% или даже весь бензин внутри страны.

Неуклюжие маневры

Вопрос ограничения экспорта бензина премьер поручил проработать Минэнерго совместно с Ростехнадзором, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Росстандартом. Кроме того, ведомства должны обсудить вопрос с нефтяными компаниями и предоставить результаты в правительство не позднее 1 декабря текущего года.

В настоящее время обязательства компаний по реализации топлива на внутреннем рынке не закреплены. Между тем время от времени в стране создается искусственный дефицит из-за роста сезонного спроса и поставок на экспорт. Аналогичная ситуация наблюдалась в свое время и с пшеницей,пока на нее не повысили экспортные пошлины.

Однако в вопросе пошлин на нефтепродукты правительство проявляет непоследовательность, реализуя так называемый налоговый маневр. Его суть заключается в снижении экспортных пошлин и акцизов и повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение трех лет (2015–2017 годы). В итоге ставка НДПИ должна увеличиться на 86%, а экспортная пошлина снизиться на 45%. Впрочем, недавно кабинет решил притормозить с понижением пошлин, что связано с необходимостью изыскать дополнительные средства для наполнения бюджета.

Одной из целей маневра считалось стимулирование модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России. Теперь же возникает риск, что закрепление обязательства в процентах, а не в конкретных объемах топлива, которое необходимо поставлять на внутренний рынок каждой компании, приведет к падению переработки с одновременным увеличением поставок на экспорт сырой нефти. Параллельно может замедлиться или вовсе прекратиться модернизация НПЗ. Исключить этот риск путем банального повышения пошлины на сырую нефть не получится, ведь это лишит нефтяников стимулов к наращтванию добычи, которая увеличивалась в нашей стране в последние пять лет, несмотря на все пессимистичные прогнозы.

Второй риск заключается в том, что компании, выполнив норматив по объемам внутренней реализации, начнут под различными предлогами, но согласованно и быстро задирать цены для простых граждан. Вовсе не факт, что ФАС сможет им воспрепятствовать, ведь любые издержки можно обосновать, было бы желание. Поэтому не исключено, что в итоге ограничивать цены на заправках придется непосредственными указаниями президента РФ, у которого работы и так хватает.

Испугались экспорта

Реальным инициатором предложения закрепить долю поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, скорее всего, является не Минэнерго, а ФАС.

Как писала «Русская планета», по прошествии сентября, согласно пятилетним наблюдениям ФАС, на рынке фиксируется избыток предложения, в связи с чем оптовые цены на бензин стремятся вниз. Таким образом, к концу года средняя цена за литр АИ-92 может снизиться на рубль–полтора. Вероятно, антимонопольщики, вдохновившись недавней статистикой, решили создать на рынке прогнозируемый избыток предложения.

Впрочем, мотив мог быть вынужденным. В соответствии с законодательством в следующем году вступает в действие запрет на производство на наших НПЗ топлива 4-го экологического класса (Евро-4).

Экологический стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. В Европе на Евро-5 перешли еще в 2009-м, а в нашей стране ввиду технологической отсталости производства его в обязательном порядке вводят для новых авто лишь с середины 2016-го.

Пока не все заводы успевают провести необходимую модернизацию, а значит, срок, скорее всего, немного сдвинут. Но более высокий экологический класс российского топлива означает, что оно будет более востребованным за рубежом и запрет его экспорта вынудит компании отыгрываться на внутреннем рынке. Получается, что в перспективе благое дело модернизации производства может привести к росту цен для рядовых потребителей внутри страны.

Хрупкий баланс

Сегодня совокупные установленные мощности 34 ключевых НПЗ и 230 мини-НПЗ позволяют ежегодно перерабатывать свыше 330 млн тонн нефти. В 2011–2014 г.х было введено 47 новых установок, общий объем инвестиций составил 823 млрд рублей.

По мнению Александра Новака, при соответствии уровня потребления прогнозным показателям и запрете обращения на внутреннем рынке моторных топлив экологического класса Евро-4 дефицит бензина в 2016 году может составить от 1,8 до 3,8 млн тонн. Однако с учетом обещаний компаний реализовать задачу по введению и переходу на 5-й класс в 2015 году, а в I квартале 2016-го выдать дополнительно 2,8 млн тонн бензина, можно ожидать примерного соответствия спроса и предложения. В целом отрасль, по словам Новака, готова обеспечить потребности внутреннего рынка в объеме прогнозного потребления, а это 35,5 млн тонн в год. Однако у нас нет резерва, поскольку в течение года бензин потребляется неравномерно: как пояснил министр, есть пиковые периоды — во время посевной и уборочной кампаний. На самом деле, конечно, сельское хозяйство потребляет в основном дизельное топливо.

А ситуация по дизелю не вызывает никаких опасений даже с учетом возможного переноса срока ввода отдельных установок. Обращение дизельного топлива экологического класса 4 на внутреннем рынке РФ в соответствии с планами будет прекращено в 2016 году.

Полная переработка и контроль цен

Предложение Минэнерго в сегодняшних условиях выглядит как непроработанная мера, которая, однако, может вполне развиться в полноценную законодательную инициативу, если в ней будет учтен тот простой факт, что рыночные механизмы не могут действовать на рынках безальтернативных продуктов, включая бензин. В этой сфере государству давно пора ввести полное регулирование цен, и цены должны быть существенно ниже, чем на рынках стран, не добывающих нефть, нравится это кому-то или нет.

Любое повышение цен на нефтепродукты компании должны обосновывать перед Федеральной антимонопольной службой, которая теперь включает в себя и компетенции бывшей Федеральной службы по тарифам. Понятно, что у нефтяников должны оставаться средства на дивиденды акционерам и инвестиции в модернизацию НПЗ, но не более того.

При этом, чтобы не возникало соблазна экономить на качестве, нефтепереработку в России нужно контролировать, используя лучшие мировые стандарты качества (отсюда и Росстандарт в списке ответственных за проработку вопроса).

Как только научимся делать хорошо для себя, то и излишки на экспорт удастся продавать выгоднее, чем сегодня, когда российские бензины и дизель, увы, повторно перерабатываются и очищаются на зарубежных заводах.

А вообще, товарищи нефтяники, неплохо бы обзавестись самоуважением и начать, наконец, перерабатывать всю нефть, добываемую в стране. И уж точно не следует наращивать экспорт нефтепродуктов на фоне постоянного роста внутренних цен. Тогда не придется повышать цены на заправках, пытаясь сохранить высокую рентабельность в условиях низких цен на сырую нефть: переработанный продукт всегда стоит дороже и пользуется большим спросом во всем мире.

"