Posted 3 сентября 2013,, 12:25

Published 3 сентября 2013,, 12:25

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

Таможня запретила рейдовую бункеровку в нескольких российских портах

3 сентября 2013, 12:25
Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) запретила бункеровку на рейде в ряде российских портов. Заправка судов теперь может производиться только у причальных стенок. Мера, направленная против незаконного оборота судового топлива, вызвала недовольство игроков рынка, считающих подобные меры незаконными.

Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) запретила бункеровку на рейде в ряде российских портов. Заправка судов теперь может производиться только у причальных стенок. Мера, направленная против незаконного оборота судового топлива, вызвала недовольство игроков рынка, считающих подобные меры незаконными.

22 августа ЦЭТ разослала телетайпограмму, подписанную начальником ведомства Павлом Стрельниковым, в которой указано, что бункеровка судов должна производиться исключительно у причальных стенок портов, но не "на рейде". Об этом во вторник сообщает агентство ИТАР-ТАСС, ссылаясь на текст письма.

Также в документе говорится, что при отсутствии специализированного терминала для бункеровки необходимо использовать метод "второго борта", при котором заправляемое судно швартуется к заправщику, стоящему у причальной стенки.

Представитель группы "Сумма" подтвердил агентству, что рейдовая бункеровка прекращена в нескольких портах России по указанию таможенных органов. Какие это конкретно порты, не уточняется.

Ранее ряд СМИ сообщал, что бункерные компании обратились с письмом к руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорю Артемьеву, напоминает ИТАР-ТАСС. Игроки рынка считают, что ограничение бункеровки судов на рейдах без захода в порт нарушает нормы действующего законодательства.

"С одной стороны, очевидно, что значительная часть рынка бункеровки находится "в тени". Например, на Дальнем Востоке существует схема, когда суда заправляются, а затем продают топливо в соседнем зарубежном порту, то есть фактически экспортируя его, но экономя на пошлине", - прокомментировал агентству представитель группы "Сумма". С другой стороны, как отметил он, не в каждом российскому порту возможно заправлять суда от причальной стенки, либо такая возможность ограничена.

Вопрос о бункеровке поднимался на совещании, посвященном социально-экономическому развитию Приморья, которое прошло 31 августа под председательством президента РФ Владимира Путина, отмечает агентство. Напомним, тогда член президиума общероссийской общественной организации "Опора России" Виталий Гуменюк сообщил главе государства, что "приморский бизнес сталкивается с большим количеством проблем в области таможенных правоотношений" (эта и последующие цитаты - по сообщению пресс-службы президента). В частности, по его словам, таможня прекратила оформление судовых припасов и выставила ряд требований, "в том числе, что бункеровка более тысячи тонн предусматривается у причала", при этом "не говорится, когда, где и как".

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов, со своей стороны, обратил внимание на проблему незаконного оборота топлива по схеме, когда некоторые суда заправляются в российских портах якобы для транспортной перевозки, а на деле - для продажи в зарубежных портах. По словам замглавы ФТС, эта проблема особо остро стоит для гаваней Дальнего Востока РФ.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин, также участвовавший в совещании, отметил, что проблема есть "и в Новороссийске, не только на Дальнем Востоке". Топ-менеджер упомянул, что руководитель ЦЭТ разослал телеграмму в территориальные подразделения "и сказал: "Прекратить бункеровку"". Тем самым, по мнению И.Сечина, глава ЦЭТ превысил полномочия и, по сути, запретил бункеровочным компаниям "реализацию бизнес-проектов". "Все из-за конкуренции, кому-то разрешают", - также заявил глава "Роснефти".

В.Путин предложил "разобраться так, чтобы никто ничего не нарушал, но чтобы не было и ограничения для предпринимательской деятельности".

По данным, которые приводит ИТАР-ТАСС, объем российского рынка судового топлива оценивается в 8-9 млн тонн. 70% от объема продаж топлива приходится на подразделения вертикально-интегрированных нефтекомпаний.

"