«Аэрофлот» готовится оплачивать выбросы СО2

«Аэрофлот» готовится оплачивать выбросы СО2
«Аэрофлот» готовится оплачивать выбросы СО2
31 августа, 15:21Компании
ICAO требует компенсации за выбросы на рейсах с традиционным авиатопливом с 2027 года - Аэрорфлоту это обойдется в €120 млн, затраты могут переложить на потребителей

«Аэрофлот» и «Газпром нефть» разрабатывают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива» (SAF) в рамках подготовки к новым требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO), предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Исследует возможности в этом направлении также S7, сообщает «Коммерсант», ссылаясь на источники. По данным собеседников газеты, «Аэрофлот» и «Газпром нефть» собираются подписать меморандум о поставках «зеленого авиатоплива» в ходе Восточного экономического форума, который состоится во Владивостоке 2–4 сентября.

Интерес «Аэрофлота» к SAF — низкоуглеродному топливу — связан с тем, что компания, на которую приходится половина международных рейсов из РФ, готовится к введению штрафов за выбросы СО2 в ходе таких полетов. ICAO собирается взимать их с 2027 года. Речь идет о программе CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation): в ее рамках авиаотрасль должна ограничить общий объем выбросов уровнем 2019 года. Если авиакомпания его превысит, то должна компенсировать выбросы, приобретя соответствующий объем квот у одобренных ICAO проектов по поглощению СО2 (так называемый офсет). Средства пойдут на инвестиции в «зеленую» энергетику, высадку лесов и закачку углерода в почву. Затраты всех авиакомпаний на компенсацию выбросов к 2025 году могут достичь $1,5–6 млрд в год в зависимости от цены СО2, подсчитали в Air Transport Action Group.

Стоимость SAF, по разным оценкам экспертов, превышает цену традиционного авиакеросина в полтора-пять раз. В то же время расходы на выплаты ICAO для российских перевозчиков, согласно подсчетам аналитиков, могут составить €250 млн в год, почти половина которых придется на «Аэрофлот».

В России такое топливо не производят, хотя на МАКС-2021 представитель «Газпром нефти» Антон Дианов говорил о готовности «совместно с авиакомпаниями, производителями авиатехники и регуляторами» приступить к соответствующим исследованиям.

По словам директора по исследованиям и разработкам Infomost Алексея Синицкого, вывод на рынок устойчивого топлива в РФ может занять три-четыре года. Какая из лицензированных по стандартам ICAO технологий будет применяться — неизвестно, однако все они дорогостоящие и позволяют произвести сравнительно небольшие объемы SAF. В Европе, уточняет он, сертифицировано добавление до 50% биотоплива в применяемый там авиакеросин Jet A-1. Самолеты в РФ заправляют топливом ТС-1, сертификации по его смешиванию с биотопливом нет, а процесс согласований «может быть достаточно долгим».

В связи со значительной стоимостью SAF оплата квот будет значительно выгоднее, считает младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко: «SAF продолжит быть наиболее дорогой мерой в среднесрочной перспективе, пока синтетические технологии производства не получат широкое распространение».

По оценкам аналитиков «ВТБ Капитала», покупка квот может обойтись «Аэрофлоту» в 2027 году в €120 млн, или 2–3% от EBITDA при цене на CO2 около €50 за тонну. Если оценивать углеродный след SAF как нулевой, «Аэрофлоту» придется заправлять им свои международные рейсы как минимум на 15% в 2027 году, чтобы держать выбросы на уровне 2019 года, считает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». Все российские авиакомпании, по ее расчетам, в 2019 году выбросили 15 млн тонн CO2 на международных рейсах. «Выбросы в 2027-м не превысят 20 млн тонн, то есть придется компенсировать 5 млн тонн. По текущим ценам на CO2 это около €250 млн», — полагает эксперт.

В то же время частичный переход на биотопливо кажется экспертам неизбежным. В июле власти ЕС представили законопроект, по которому к 2025 году все авиакомпании, приземляющиеся в европейских аэропортах, обязаны добавлять в керосин минимум 2% биотоплива, а в 2030 году — 5%. Эти требования обойдутся «Аэрофлоту» в те же 2–3% от EBITDA в течение всего периода, оценивают аналитики «ВТБ Капитала». Но «скорее всего, издержки окажутся меньше, так как цена SAF может снизиться по мере роста предложения. Также затраты могут быть переложены на клиентов», говорится в их отчете.

Еще один перевозчик, который говорит о возможности перехода на биотопливо, — это S7. «Мы планируем активно работать в этом направлении, в первую очередь с нашим базовым аэропортом Домодедово», — пояснили в S7. Там заверили, что авиакомпания ведет постоянный мониторинг уровней выбросов в атмосферу и по запросу предоставляет данные регулятору.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter