Posted 28 мая 2021, 13:04

Published 28 мая 2021, 13:04

Modified 16 сентября 2022, 20:43

Updated 16 сентября 2022, 20:43

Арктические углеводороды перевезут российскими судами

28 мая 2021, 13:04
Минпромторг подготовил проект постановления, согласно которому только суда российской постройки смогут перевозить уголь, нефть и газ по СМП

Российский кабинет министров в очередной раз озаботился стимулированием импортозамещения в судостроение. Минпромторг подготовил проект постановления правительства, согласно которому только суда российской постройки смогут перевозить уголь, нефть и газ по Севморпути, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой.

По информации издания «Коммерсант», в перечне нового постановления — морские перевозки нефти, газа, газового конденсата и угля, добытых в РФ и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Также в списке: каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, а также ледокольная и лоцманская проводки.

26 мая президент подписал изменения Кодекса торгового мореплавания (КТМ). Более ранние поправки в КТМ, внесенные в конце 2017 года, предполагали, что каботаж и перевозки нефти, газа и угля на Севморпути должны обязательно осуществляться судами под флагом РФ.

Стоит отметить, что против обязательного использования российских верфей для постройки судов активно выступал НОВАТЭК. Компания смогла получить исключения по использованию судов под иностранным флагом, ей также разрешили строить шесть газовозов для своих СПГ-проектов за рубежом. При этом НОВАТЭК сделал заказ на строительство 15 газовозов и на судоверфи «Звезда». Ранее «Газпром нефть» заказывала серию арктических челночных танкеров проекта 42K Arctic Shuttle Tanker серии «Штурман» для обслуживания терминала «Ворота Арктики» в Южной Корее на верфи Samsung Heavy Industries.

Как сообщил «Коммерсанту» глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, развивающиеся судоходные компании, занимающиеся каботажем, обеспечивающие перевозки в Сабетту, Дудинку, Енисейский залив, Певек, покупают суда на вторичном рынке, а флот отечественной постройки отсутствует.

Вместе с тем, суть данных поправок как всегда скрыта в деталях. Новый документ никак не затрагивает суда, уже работающие или ранее заказанные на иностранных верфях. Кроме того, правительство может разрешить использовать иностранные суда, если в РФ отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства. Также правительство может разрешить работать судам, не отвечающим критериям 719-го постановления, если их строительство «невозможно обеспечить». Одним словом, остается широкая возможность для получения исключений. Например, Михаил Григорьев посчитал странным, что в перечень не попала перевозка горнорудной продукции, из-за чего ограничений избежали «Норникель», Polymetal (Майское месторождение), железорудный концентрат «Еврохима», Баимское месторождение.

Эксперт ПОРА Андрей Иванов в своем комментарии для «НиК» отметил, что список исключений данного постановления весьма обширный: «Эта мера оправданная с точки зрения министерства. Она призвана стимулировать компании, которые задумываются о строительстве судов, размещать свои заказы именно на российских верфях, но из-за обширного списка исключений ее влияние будет относительным», — заявил эксперт.

Он напомнил, что, судя по примеру «Ямал СПГ», лоббистские возможности крупных проектов помогают им получать существенные исключения: «Сейчас на Таймыре реализуется проект „Восток Ойл“, в рамках которого будет построен морской порт. Весь спектр судов для реализации данного проекта российские верфи в короткие сроки создать не смогут. Поэтому очевидно, что для таких мегапроектов будут вводиться исключения», — рассказал Иванов.

Он также считает, что данная запретительная мера может содержать скрытый риск ухода части флота из Арктики и постепенный рост цен на услуги судов. Тем не менее, Иванов уверен, что данные поправки будут приняты, поскольку это значимое решение и есть политическая воля для ее реализации: «Это рабочий инструмент, и за 2-3 года будет понятна его целесообразность».

Тем не менее, общий грузопоток по Северному морскому пути растет: в прошлом 2020 году несмотря на эпидемию он вырос на 5%, а целевой показатель федерального проекта «Северный морской путь» на 2020 г. превышен почти на 14%. По данным The Wall Street Journal, в январе–июне 2020 года СМП воспользовались 71 судно, всего зафиксировано 935 проплытий, рост показателей по сравнению с тем же периодом 2019 года двузначный. Активно используют Северный морской путь, такие крупные транспортные компании как Cosco Shipping Holdings Co. Ltd., Nordic Bulk Carriers A/S и Golden Ocean Group. Мировой лидер среди контейнерных перевозчиков, датская компания Moller-Maersk уже отправляла в 2018 году из Владивостока в Санкт-Петербург контейнеровоз с замороженной рыбой.

Возвращаясь к перевозке углеводородов, напомним, что в феврале 2021 года «Северная звезда» Романа Троценко объявила о своем намерении провести конкурс на поставку 28 судов ледового класса для вывоза угля с ее проекта в Арктике. Тогда сообщалось, что общая стоимость этих судов составит $1,4 млрд, часть заказов придется размещать за рубежом. Счетная палата в январе в отчете о промежуточных результатах мониторинга комплексного плана развития инфраструктуры отмечала, что ряд потенциальных крупных перевозчиков по Северному морскому пути (в том числе «Востокуголь» и «Северная звезда») с планируемым объемом грузопотока к 2024 году 28 млн т) не обладают ледокольным флотом и судами арктического класса для перевозки грузов в акватории Северного морского пути». По данным презентации «Росатома» (оператора СМП), подготовленной к заседанию Госкомиссии по вопросам развития Арктики, дефицит флота на Северном морском пути может составить 19 судов в 2024 году, а к 2030 году он вырастет до 48 судов.

Подпишитесь