Posted 18 октября 2013,, 08:17

Published 18 октября 2013,, 08:17

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

Таинственным покупателем Новороссийского порта оказалась "Транснефть"

18 октября 2013, 08:17
"Транснефть" все-таки не хочет делить управление "Новороссийским морским торговым портом" (НМТП) с группой "Сумма" Зиявудина Магомедова - в четверг официально стало известно, что структура финансовой корпорации "Уралсиб" купила с рынка 10% акций порта в интересах госмонополии.

"Транснефть" все-таки не хочет делить управление "Новороссийским морским торговым портом" (НМТП) с группой "Сумма" Зиявудина Магомедова - в четверг официально стало известно, что структура финансовой корпорации "Уралсиб" купила с рынка 10% акций порта в интересах госмонополии. Таким образом, под контролем "Транснефти" оказалось около 35% акций НМТП.

Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", несмотря на изменение долей мажоритарных акционеров, не ожидают второго витка конфликта между ними. При этом отмечают, что смысл скупать 10% есть только в расчете на дальнейшее увеличение пакета.

Новороссийский порт, крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота. До сделки, "Транснефть" и "Сумма" владели на паритетных началах 50,1% акций порта через офшор, государству в лице Росимущества принадлежит 20% акций, структурам РЖД - 5,3%, остальные акции находятся в свободном обращении.

Компания готовится к приватизации 20% госакций в этом году. Сегодня глава Росимущества Ольга Дергунова сообщила журналистам, что ведомство пока не меняет планов. При этом она отметила, что в этом году время для сделки на фондовом рынке уже упущено, однако ограничений для стратегических инвесторов нет.

ЗАГАДОЧНЫЙ КЛИЕНТ

История со скупкой акций НМТП на рынке началось с того, что в сентябре одна из структур финансовой корпорации "Уралсиб" - ООО "Уралсиб кэпитал" - приобрела на LSE 5,03% акций НМТП за $117 млн в интересах клиента (премия к рынку составила 15%). Имя клиента в "Уралсибе" не раскрывали. Аналитики предполагали, что смысл приобретать 5% НМТП есть либо у текущих основных акционеров, либо у претендентов на госпакет в ожидании приватизации (так они смогут претендовать на блокпакет в компании).

В группе "Сумма" от комментариев тогда отказались. Зато советник президента "Транснефти" Игорь Демин опроверг предположение, что пакет куплен в интересах трубопроводной компании. А 2 октября президент "Транснефти" Николай Токарев заявил, что "Уралсиб" купил в интересах клиента в общей сложности 9% НМТП. Однако, кто же этот загадочный клиент, Токарев не сказал. "Я думаю, что вы сами об этом первыми узнаете", - говорил он.

И уже в четверг 17 октября СМИ со ссылкой на источники написали, что "Уралсиб" покупал акции НМТП в интересах "Транснефти". Через некоторое время компания официально подтвердила приобретение в ее интересах 10% НМТП. Никаких подробностей при этом не сообщалось. Однако источник, знакомый с ситуацией, говорил "Прайму", что пакет стоил "Транснефти" примерно $300 млн (в среду на LSE 10% НМТП оценивались примерно в $200 млн), но сделка еще не закрыта. Таким образом, премия к рынку составила 50%. По данным источника, "Транснефть" не информировала своих партнеров по капиталу НМТП о намерении приобрести пакет.

Комментировать эту новость представитель "Суммы" не стал. Дергунова заявила, что о скупке 10% акций в интересах "Транснефти" узнала из газет, отметив, что это решение самой компании. Представитель НМТП сообщил, что официальных уведомлении о появлении нового крупного акционера в компании не получали.

Позднее, комментируя сделку, президент "Суммы" Александр Винокуров заявил: "Очевидно, что партнеры разделяют нашу уверенность в отличных перспективах компании, в значительном росте ее стоимости. Тот факт, что "Транснефть", согласно сообщениям СМИ, заплатила за пакет хорошую премию, свидетельствует именно об этом. Такой сигнал рынку от одного из акционеров НМТП особенно важен именно сейчас".

КОНФЛИКТА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

"Транснефть" и "Сумма" через Novoport Holding Ltd на паритетных условиях владеют 50,1% НМТП. При этом между ними нет акционерного соглашения, которое регулировало бы их взаимоотношения, но при голосовании на совете директоров НМТП стороны должны высказывать единую позицию.

Поиски консенсуса в управлении портом не всегда проходят гладко. Так в феврале между "Суммой" и "Транснефтью" разгорелся конфликт. Трубопроводная компания предъявила претензии менеджменту НМТП, ставленникам "Суммы", и настаивала на смене гендиректора и председателя совета директоров порта. Позднее мажоритарные акционеры сообщили, что нашли компромисс.

Получив в эффективное управление 35% акций НМТП, в принципе "Транснефть" усилила свои позиции. При этом аналитик "Метрополя" Андрей Рожков считает, что конфликт между "Суммой" и "Транснефтью" фактически сошел на нет после того, как сменился председатель совета директоров, гендиректор и часть топ менеджмента порта. "Думаю, что "второго витка" не будет, так как силы не равны", - говорит он.

ЦЕЛЬ - КОНТРОЛЬ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ

Рассуждая о том, в чем же смысл такого шага со стороны "Транснефти", Рожков предполагает, что госмонополия собирается аккумулировать контрольный пакет акций порта или хочет оказать "психологическое давление" на своего партнера - группу "Сумма".

По мнению Рожкова, трубопроводная компания может получить контрольный пакет НМТП, продолжив скупать акции на рынке. Однако, по его мнению, это может обойтись слишком дорого. Еще один вариант - покупка 50% акций "Суммы" в Novoport Holding. Но представитель "Суммы" заявил, что группа не меняет свою позицию в отношении порта - участие в нем является стратегической инвестицией и речи о продаже пакета не идет. И третьим наиболее вероятным вариантом увеличения своей доли аналитик называют участие "Транснефти" в приватизации госпакета.

Управляющий партнер юридической фирмы "Альянс Тесситоре, Кузнецов и Петрова" Олег Кузнецов говорит, что федеральным законодательством предусмотрены ограничения на участие в приватизации для компаний, доля государства в которых превышает 25%. Однако есть механизмы, которые позволяют этот запрет обойти, отмечает юрист.

Рожков предполагает, что "Транснефть" может поучаствовать в приватизации не сама, а в альянсе с частным инвестором. По данным СМИ, среди претендентов на госпакет назывались "Нефтегазиндустрия" Владимира Когана, группа "Дело" Сергея Шишкарева, арабский фонд Invest AD, трейдер Noble Group, Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, филиппинская International Container Terminal Services, украинская ТИС, United Capital Partners и Российский фонд прямых инвестиций. Об этом сообщаетРИА "Новости".

На акции компании, по мнению аналитиков, новость может оказать краткосрочное позитивное влияние. Это связано с ожиданиями, что "Транснефть" будет продолжать приобретать акции с рынка. Однако аналитик "Открытия" Ирина Ступаченко отмечает, что, если приватизация будет опять отложена, возможно резкое сокращение интереса к акциям и негативная реакция рынка на слабые показатели работы компании.

"