Posted 18 июля 2014,, 10:28

Published 18 июля 2014,, 10:28

Modified 16 августа 2022,, 21:45

Updated 16 августа 2022,, 21:45

Оценка идеи для бизнеса до разработки бизнес-плана фирмы

18 июля 2014, 10:28
Можете ли вы представить покупку автомобиля без предварительного тест-драйва? Или покупку дома без тщательного осмотра каждой комнаты? В повседневной жизни, прежде чем расстаться с деньгами, мы всегда проверяем продукты и рассматриваем их с разных точек зрения. Это помогает нам убедиться в правильности выбора.

Можете ли вы представить покупку автомобиля без предварительного тест-драйва? Или покупку дома без тщательного осмотра каждой комнаты? В повседневной жизни, прежде чем расстаться с деньгами, мы всегда проверяем продукты и рассматриваем их с разных точек зрения. Это помогает нам убедиться в правильности выбора. Так же мы должны поступать, прежде чем запустить бизнес, проект или продукт.

Вы должны все тщательно оценить и рассмотреть проект со всех стороны. В конце концов, вы же не хотите потрать несколько лет своей жизни на предприятие, развалившееся по причинам, которые вы могли бы предвидеть с самого начала. Модель семи областей поможет вам изучить воздействие семи ключевых факторов или «доменов» планируемого предприятия. Инструмент поможет вам оценить жизнеспособность ваших задумок. В нашей статье мы подробно рассмотрим эти семь областей и расскажем вам об инструментах внедрения.

Об инструменте

Джон Маллинс, предприниматель и профессор Лондонской школы бизнеса, разработал Модель семи областей и опубликовал ее в своей книге в 2003 году. Модель была создана для бизнесменов, заинтересованных в открытии новых предприятий. Тем не менее, вы можете использовать ее и в уже существующей организации, чтобы решать вопросы запуска нового продукта или проекта. Рекомендуем рассмотреть модель, изображенную на рисунке ниже, прежде чем вы возьметесь за разработку бизнес-плана.

Модель разделяет предполагаемое новое предприятие на семь «областей»: четыре микрообласти, четыре макрообласти, а также три компонента, относящихся к ваше команде. Когда вы посмотрите на каждую из этих областей и ответите на ключевые вопросы, вы будете иметь четкое представление о методах достижения успеха в вашей сфере. Вы также выявите возможные проблемы, которые необходимо будет решить еще на этапе бизнес-плана. Это особенно важно, если вы нуждаетесь во внешнем финансировании.

Примечание:

Термины "рынок" и "отрасль" иногда используются как синонимы, но в данном случае они имеют разное значение. Рынок — группа людей, которые покупают или будут покупать ваш продукт или услугу. Отрасль — группа продавцов, чаще всего организаций, предлагающих товары, подобные вашим.

Анализ 7 областей

Привлекательность рынка на макроуровне

Эта область смотрит на привлекательность рынка с широкой точки зрения. Проанализируйте рынок в целом. Насколько он большой с точки зрения числа клиентов, ценности продаж и количества проданных единиц? Затем взгляните на тенденции. Склонен ли он к росту? Как долго будет продолжаться такая тенденция? Достаточно ли большой рынок, чтобы дать вам необходимый толчок для роста. В конце концов, намного легче открыть дело на растущем рынке, чем на сокращающемся. Вы также можете использовать инструменты Теории ограничений, чтобы проанализировать свои возможности на рынке.

Рынок на микроуровне

Маловероятно, что ваш проект будет удовлетворять потребности всех на рынке. Вы станете успешными, только если сфокусируетесь на одном секторе или сегменте, работая в полном объеме на удовлетворение клиентов. Задайте себе следующие вопросы: Удовлетворение какого сегмента рынка принесет наибольшую прибыль предприятию? Чем компания или выпускаемый нами продукт выгодно отличается от конкурентов? Какие тенденции в этом сегменте? Если сегмент растет, то насколько продолжительным будет этот вектор? Существуют ли другие сегменты, схожи с выбранным, но более прибыльные? Ищите качественные и количественные данные. Поговорите с потенциальными клиентами, соберите отзывы и пожелания, а также узнайте, насколько хорошо конкуренты удовлетворяют потребности людей.

Привлекательность отрасли на макроуровне

Теперь пора посмотреть на привлекательность всей вашей отрасли. Маллинс предлагает использовать пять сил Портера, чтобы оценить факторы, влияющие на прибыльность. Для этого, сначала необходимо определить сегмент, на который вы собираетесь выходить. После, задайте себе следующие вопросы: Легко ли захватить это сегмент? Насколько быстро на новый продукт отреагируют конкуренты? Конкуренция в этом сегменте жестокая или цивилизованная? Организации крадут идеи друг у друга? Найдите время, чтобы провести маркетинговое исследование потенциальных конкурентов. Наконец, взгляните на покупателей и поставщиков. Сколько власти они имеют? Могут ли они ставить собственные условия? И если да, то как это затронет ваше предложение?

Привлекательность отрасли на микроуровне. Устойчивое преимущество

Начните с анализа Уникального Торгового Предложения. На каких уникальных преимуществах построен ваш продукт? Далее, исследуйте компетенции, которые вам понадобятся, чтобы завоевать рынок. Легко ли конкуренты смогут скопировать ваш товар? Кроме того, оцените все уникальные ресурсы, доступные вам: начиная с сотрудников и заканчивая техникой. Или напротив, подумайте, чего вам не хватает: патентов, установленных процессов или денег? Как это повлияет на вашу конкурентоспособность?

Командная область: миссия, стремления, склонность к риску

Данная область расположена в центре модели. В ней вы должны проанализировать свою приверженность делу и дух всей команды. Подумайте, почему вы хотите начать этот бизнес. Вы увлечены конкретной идеей? И если да, то почему? Вы хотите заработать деньги? Или для вас это образ жизни? Каковы ваши личные цели и ценности, и как предприятие поможет в их достижении? Готовы ли вы взять на себя все риски и напряженно работать в течение многих месяцев, а возможно и лет?

Также исследуйте мотивацию команды. Какие функции они выполняют и почему? Совпадают ли их мотивы с вашими? Готовы ли они работать в поте лица, чтобы добиваться поставленных стратегических задач? Тщательно изучите их отношение к работе, ведь на карту поставлена репутация и прибыль компании.

Командная область: способность работать над Критическими факторами успеха

Теперь нужно определить Критические Факторы Успеха (КФУ), для бизнеса, и задуматься, реально ли команда может их достигать. Задайте себе следующие вопросы: Какие решения или действия могут навредить бизнесу, если вы поймете их неправильно? Какие решения или действия обеспечат преимущество и повысят прибыль? Посмотрите на знание и навыки команды: достаточно ли у этих людей профессиональных знаний и навыков для достижения успеха? Видите ли вы пробелы в навыках или опыте, которые будут препятствовать развитию вашей компании?

Командная область: коммуникация и цепочка создания ценности

Последняя область затрагивает вопрос коммуникации и обмена информацией в команде. Во-первых, посмотрите на своих поставщиков и инвесторов. Хорошо ли вы с ними знакомы? Насколько теплые у вас отношения с этими людьми? Затем, посмотрите на своих потенциальных клиентов и дистрибьюторов. Как вы можете извлечь пользу от коммуникации с ними? Наконец, посмотрите на цепочку создания ценности. Вы знаете какого-либо из конкурентов лично? Как эти отношения могли бы помочь или препятствовать вашему предприятию? Эти люди могут в будущем стать вашими партнерами?

Следующие шаги

Вполне вероятно, что в процессе работы с моделью, вы будете сталкиваться с проблемами или сложностями, которых вы не предусмотрели. Вы должны оценить, насколько важны эти вопросы. Если они связаны с вашей отраслью или рынком, в какой степени вы можете повлиять на них? Если они относятся к вам или вашей команде, что вы можете изменить? Каким будет эффект от этих изменений? Заложите все возможности для изменений еще при разработке бизнес-плана фирмы.

Выводы

Джон Маллинс разработал модель семь областей, которая поможет вам изучить бизнес-идею с разных углов, в том числе и в отношении вашей команды. Она поможет вам проверить жизнеспособность предприятия, прежде чем вы напишете бизнес-план или получите финансирование. Возможно, вы и вовсе решите отказаться от задумки.

"