Posted 9 августа 2013,, 07:06

Published 9 августа 2013,, 07:06

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

"Роснефть" и "Транснефть": бои на дальних рубежах родины

9 августа 2013, 07:06
Компании "Роснефть" и "Транснефть" никак не могут решить вопрос слишком высокой стоимости нефтепродуктов на Дальнем Востоке, который был поднят во время прямой линии президента РФ Владимира Путина еще в апреле.

Компании "Роснефть" и "Транснефть" никак не могут решить вопрос слишком высокой стоимости нефтепродуктов на Дальнем Востоке, который был поднят во время прямой линии президента РФ Владимира Путина еще в апреле.

"Роснефть" утверждает, что основную часть в стоимости составляет транспортировка и собирается ликвидировать дефицит путем строительства в регионе новых мощностей, "Транснефть" же уверена, что дефицит могут покрыть действующие НПЗ - просто перестав отправлять топливо на экспорт. "Роснефть" с этим не согласна, по ее информации, на экспорт идет только топливо, не соответствующее российским техрегламентам, а существующих мощностей не хватит для удовлетворения спроса.

ДЕЛО НЕ В ТАРИФЕ

В письме главы "Транснефти" Николая Токарева вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу говорится, что потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах могут быть удовлетворены без строительства новых перерабатывающих мощностей в регионе, но при этом за счет сокращения экспорта нефтепродуктов "Роснефтью".

Токарев приводит данные ОАО "НК "Роснефть", согласно которым потребность в моторных топливах в ДФО составляет 3,6 млн тонн в год. В письме же есть данные ООО "Исследовательская группа "Петромаркет", по которым Комсомольский и Хабаровский НПЗ в 2012 г. произвели 5,915 млн тонн моторных топлив, в том числе 1,881 млн тонн бензина и 4,033 млн тонн дизельного топлива, при этом только с Комсомольского НПЗ в том же году поставлено на экспорт 2,793 млн тонн нефтепродуктов, в том числе 998 тыс. тонн бензина и 1,796 млн тонн дизельного топлива. Об этом сообщаетРИА "Новости".

"Таким образом, потребность ДФО в нефтепродуктах может быть полностью обеспечена мощностями Комсомольского и Хабаровского НПЗ, а с учетом их модернизации создаст профицит нефтепродуктов. Однако, требуется принятие решения по сокращению поставок на экспорт дизельного топлива и бензина. При этом снизилась бы и стоимость нефтепродуктов для конечных потребителей, так как поставка ж/д транспортом в ДФО бензина и дизельного топлива из других регионов увеличивает конечную стоимость топлива за счет железнодорожного тарифа", - считает Токарев.

"Транснефть" также отмечает, что фактически тариф на транспортировку нефти в ДФО и так является льготным, поскольку на протяжении ряда лет с целью снижения стоимости доставки сырой нефти на дальневосточные НПЗ действует сетевой тариф - за счет тарифов на услуги по транспортировке нефти в западном направлении.

В настоящее время доля затрат на транспортировку нефти трубопроводным транспортом в цене литра автобензина для Дальнего Востока составляет 4,7%. Таким образом, полагает Токарев, причиной высокой стоимости моторных топлив в ДФО не может являться тариф ОАО "АК "Транснефть" на транспортировку нефти, как это утверждает ОАО "НК "Роснефть".

ВСЕ СТРАНЕ

Однако в "Роснефти" заявляют, что все автобензины и дизтопливо, соответствующие требованиям технического регламента, были направлены на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Основу экспортных поставок составили мазут и дизтопливо, не подлежащее реализации на территории РФ. Комсомольский НПЗ за шесть месяцев переработал 3,5 млн тонн нефти, выпуск автомобильных бензинов увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 240,3 тыс. тонн, производство дизтоплива, соответствующего техрегламенту, возросло на 17% - до 300,3 тыс. тонн.

Об это же еще в мае президент "Роснефти" Игорь Сечин писал президенту РФ Владимиру Путину. В письме, которое имеется в распоряжении "Прайма", говорилось, что "Роснефть" в отличие от конкурентов не экспортирует автомобильный бензин, а 97% экспорта нефтепродуктов компании приходится на дизтопливо.

"Бесперебойное обеспечение топливом потребителей Дальнего Востока является ключевым приоритетом деятельности Компании. Все автобензины и дизтопливо, соответствующие требованиям технического регламента, направляются на внутренний рынок", - заявил представитель компании.

В майском письме глава "Роснефти" отмечал, что действующая система тарифов "Транснефти" не прозрачна и не предполагает предоставления льготных тарифов компаниям, инвестирующим в ДФО и обеспечивающих регион нефтепродуктами. Согласно письму, "Транснефть" проинформировала "Роснефть" о невозможности обеспечения инфраструктурой ОАО "Восточная нефтехимическая компания" (ВНХК) в 2016-2020 гг. и предложила перенести запуск на срок не ранее 2030 г.

Источник в "Роснефти" отмечает, что компания реализует ряд стратегических проектов на Дальнем Востоке, целью которых является удовлетворение растущего спроса на топливо со стороны потребителей, в том числе речь идет о проекте строительства в регионе завода ВНХК.

"Вся нефтеперерабатывающая часть реализуемого "Роснефтью" проекта строительства ВНХК ориентирована на обеспечение внутреннего рынка. Реализация первой очереди проекта ВНХК позволит закрыть существующий дефицит моторных топлив ДФО даже с учетом роста спроса к 2020 г. и позднее, что было бы невозможно сделать только при условии выполнения программ модернизации на Комсомольском и Хабаровском НПЗ", - сказал источник.

КАК ВОЗИТЬ

В июне другой замминистра энергетики Михаил Курбатов в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу писал, что установление тарифов на доставку нефти на дальневосточные НПЗ по аналогии с действующим тарифом в порт Козьмино возможно только при условии, если "Транснефть" возьмет на себя транспортировку нефти всеми видами транспорта, в том числе железнодорожным. Однако использование этого инструмента приведет к выпадающим доходам "Транснефти" в размере около 25 млрд руб. При этом у ФСТ отсутствуют правовые возможности для снижения тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом в Хабаровский и Приморский края.

"Транснефть" посчитала, что для обеспечения поставки нефти на ВНХК потребуется практически новое строительство нефтепровода от Западной Сибири до Находки (1,328 тыс. км линейной части, 24 НПС, 1,035 млн куб. м резервуарной емкости) с расчетной стоимостью строительства более 250 млрд руб.

"Вопросы ресурсного обеспечения ВНХК, прогнозного баланса нефти, нефтепродуктов, включая возможности экспорта и импорта, окончательно не проработаны. В ОАО "АК "Транснефть" данные по ресурсной базе не поступали, поэтому качественную составляющую по транспортировке нефти по системе трубопроводов рассчитать не представляется возможным", - пишет глава "Транснефти".

Таким образом, по его мнению, однозначное согласие на предложение ОАО "НК "Роснефть" о строительстве первой очереди проекта ВНХК может быть преждевременным.

БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ - БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

В свою очередь временно исполняющий обязанности министра энергетики РФ Анатолий Яновский в проекте доклада правительства президенту РФ о развитии рынка нефтепродуктов в ДФО от 2 августа указывает, что проект строительства ВНХК, представленный "Роснефтью", предполагает строительство трех очередей суммарной мощностью 24 млн тонн нефти в год, 6,8 млн тонн по нефтехимическому сырью и сметной стоимостью 1,313 трлн руб.

Согласно документу, копия которого есть у "Прайма", первая очередь мощностью 12 млн тонн в год может быть построена в 2020 г. с объемом производства моторных топлив 8,3-8,5 млн тонн в год и сметной стоимостью 381,7 млрд руб. Вторая очередь предполагает строительство в 2022 г. нефтехимического завода мощностью 3,4 млн тонн по сырью и с объемом производства в 3 млн тонн стоимостью 309,8 млрд руб. Третья очередь предусматривает строительство в 2028 г. НПЗ мощностью 12 млн тонн в год и нефтехимического завода мощностью 3,4 млн тонн по сырью с объемом производства 6,7-6,9 млн тонн топлива и 3 млн тонн нефтехимической продукции.

По информации "Роснефти", проект будет обеспечен нефтяным сырьем в полном объеме собственной ресурсной базой компании. Таким образом, отмечается в письме Яновского, завершение программы модернизации Хабаровского и Комсомольского НПЗ к 2016 г. позволит полностью удовлетворить потребность ДФО в дизтопливе и авиатопливе, а с 2020 г. после ввода ВНХК - в бензине, а также сократить объем и протяженность железнодорожных перевозок нефтепродуктов. Совокупный объем капвложений в два НПЗ составляет 94,6 млрд руб. на 2011-2016 гг.

Яновский отмечает, что реализация данных проектов предусматривает подключение Хабаровского и Комсомольского НПЗ, а также ВНХК к ВСТО, что потребует расширения его пропускной способности с 50 до 80 млн тонн к 2020 г. и до 91 млн тонн к 2028 г. Предварительная стоимость, по информации "Транснефти", составит 250 млрд руб.

Финансирование подключения Хабаровского НПЗ обеспечено, завершение работ ожидается до конца 2014 года, по Комсомольскому НПЗ вопрос рассматривается правкомиссией по ТЭК.

В проекте Яновский предлагает правительству рекомендовать "Роснефти" и НК "Альянс" обеспечить своевременное исполнение обязательств по модернизации НПЗ, согласиться с предложением "Роснефти" о строительстве первой очереди ВНХК, рассмотреть необходимость реализации второй очереди после уточнения информации о прогнозируемых объемах продаж нефтехимической продукции на внутреннем рынке и в АТР, оценить целесообразность третьей очереди в 2020 г. на основании геологоразведки и данных о фактическом потреблении топлива в ДФО с учетом рассмотрения альтернативного варианта увеличения производства на Комсомольском НПЗ.

"