Posted 8 августа 2013,, 11:05

Published 8 августа 2013,, 11:05

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

"Транснефть" и "Роснефть" спорят, как снабдить Дальний Восток дешевым топливом - газета

8 августа 2013, 11:05
"Роснефть" и "Транснефть" не могут договориться, как выполнить президентское поручение по обеспечению Дальнего Востока доступным топливом, пишет в четверг газета "Коммерсант". По информации издания, трубопроводная монополия раскритиковала нефтекомпанию за то, что та экспортирует часть нефтепродуктов с Комсомольского НПЗ, а не направляет на нужды региона.

"Роснефть" и "Транснефть" не могут договориться, как выполнить президентское поручение по обеспечению Дальнего Востока доступным топливом, пишет в четверг газета Коммерсант. По информации издания, трубопроводная монополия раскритиковала нефтекомпанию за то, что та экспортирует часть нефтепродуктов с Комсомольского НПЗ, а не направляет на нужды региона.

В минувшую среду президент "Транснефти" Николай Токарев отправил письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, сообщает "Коммерсант". Топ-менеджер считает, что причина дефицита топлива на Дальнем Востоке кроется в том, что "Роснефть" направляет часть необходимых региону нефтепродуктов на экспорт. Так, Комсомольский НПЗ "Роснефти" (расположен в Хабаровском крае) в 2012 г. выпустил 6 млн тонн нефтепродуктов, из них за рубеж было продано 2,7 млн тонн, в том числе почти 1 млн тонн бензинов. По мнению Н.Токарева, потребность Дальневосточного региона в нефтепродуктах может быть полностью обеспечена мощностями Комсомольского и Хабаровского НПЗ, а с учетом их модернизации создаст профицит нефтепродуктов, передает газета.

В письме отмечается, что доля затрат на транспортировку нефти по трубе для Дальнего Востока в цене топлива составляет всего 4,7%. Источник "Коммерсанта" в "Роснефти" заявил, эти данные не соответствуют действительности.

Тема дороговизны нефтепродуктов на Дальнем Востоке России была поднята в мае этого года в ходе прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным (напомним, тогда Путин упрекнул "Роснефть" в монополизме и завышении цен на бензин на Дальнем Востоке), после чего глава государства поручил ФАС провести расследование и разобраться с высокими ценами на топливо в регионе. После этого, как пишет "Коммерсант", "Роснефть" и "Транснефть" начали переписку с правительством, критикуя действия друг друга.

Сначала в мае глава "Роснефти" Игорь Сечин обратился письмом к В.Путину, где писал, что госкомпания производит самые дешевые нефтепродукты на Дальнем Востоке и стремится удовлетворить потребность региона в топливе. Доля "Роснефти" на розничном рынке составляет 28%, на мелокооптовом - 52%. И.Сечин также отметил, что "Роснефть" ведет модернизацию Комсомольского НПЗ, что увеличит его мощность с 7,5 млн тонн до 9,3 млн тонн нефти в год. Также компания планирует в 2016-2020 гг. построить в регионе новое предприятие - Восточную нефтехимическую компанию (ВНХК).

Как передает "Коммерсант", глава "Роснефти" указал, что реализации планов компании мешает, в том числе, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры и непрозрачность формирования тарифа "Транснефти". Последняя "не предоставляет льготы компаниям, которые инвестируют в регион", а также возлагает на "Роснефть" все бремя финансирования отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ (объем затрат составляет 53 млрд руб.). Кроме того, "Роснефти" не нравится, что доступом к экспорту нефти по ВСТО обладают "ЛУКОЙЛ" и "Башнефть", не поставляющие топливо "для нужд региона".

Затем, сообщает газета, заместитель министра энергетики Михаил Курбатов направил письмо А.Дворковичу, описав свое видение проблемы. М.Курбатов отмечал, что "с целью снижения стоимости поставки сырой нефти на дальневосточные НПЗ действует исключительный тариф в виде коэффициента 0,785". Замминистра также указал, что за четыре месяца 2013 г. с Комсомольского НПЗ было экспортировано 240 тыс. тонн бензина и 611 тыс. тонн дизтоплива.

В начале августа Минэнерго подготовило проект доклада о ситуации президенту, где особое внимание уделено проекту по строительству ВНХК мощностью 24 млн тонн в год. Как передает "Коммерсант", замглавы министерства Анатолий Яновский в документе отметил, что правительству следует согласиться с инициативой "Роснефти", так как появление подобного предприятия окончательно решит проблему дефицита нефтепродуктов в регионе. Но, отмечает газета, планы нефтекомпании не получили одобрение "Транснефти": последняя ссылается на недостаточную проработку проекта по ресурсному обеспечению ВНХК, прогнозному балансу нефти и источнику финансирования трубопровода к заводу.


"